Статьи по психологии
Логинова Ольга, специалист по позитивной психологии
МЕТОД "ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ" Н. ПЕЗЕШКИАН
Логинова Ольга. Видео-презентация, июнь 2020
Позитивная психотерапия. Н. Пезешкиан
Основоположником метода позитивной психотерапии является доктор медицинских наук, немецкий психотерапевт, профессор Носсрат Пезешкиан (1933-2010). Позитивная психотерапия, разрабатываемая Н. Пезешкианом с 1972 г., представляет собой краткосрочную психотерапию. В ней прослеживается взаимосвязь системы "болезнь – культура - семья – воспитание и психотерапия".
Позитивная терапия направлена на то, чтобы человек, используя свои внутренние ресурсы, смог решить свои проблемы, ставя перед собой новые цели.
Позитивная психотерапия применяется при разрешении семейных проблем.
Позитивная психотерапия основывается на трех основных принципах – надежды, баланса и консультирования. В работе используются: притчи, метафоры, истории, афоризмы, анекдоты. В настоящее время можно использовать в дополнении к этому методу Метафорические фотокарты в семейном консультировании.
В процессе консультирования выявляются и прорабатываются основные проблемы и внутренние конфликты клиента.
Под воздействием внешних событий, например, смена места работы, смерть близких и других травмирующих факторов, формируется Актуальный конфликт.
Базовый конфликт формируется в детстве клиента при взаимоотношении со своей семьей. Актуальный и базовый конфликты находятся в тесном взаимодействии.
Н. Пезешкиан утверждал, что возникновение конфликтов у клиента связано с постоянно повторяющимися нормами поведения, которые он назвал актуальными способностями.
Доктор медицинских наук Н.Пезешкиан сформировал список из 24 актуальных способностей: любовь, сексуальность, уверенность, сомнение, терпение, надежда, аккуратность, чистоплотность, пунктуальность и т.д. В свою очередь актуальные способности автор метода позитивной психотерапии разделил на первичные и вторичные актуальные способности. В каждой группе по 12 актуальных способностей.
Для преодоления межличностных конфликтов он предложил пятиступенчатую терапию:
1. Наблюдение/ дистанцирование;
2. Инвентаризация;
3. Ситуативная поддержка;
4. Вербализация;
5. Расширение системы целей.
На первой ступени (наблюдение/ дистанцирование) рассматриваются все факторы стрессов и конфликтов, которые проблематичны для клиента на данный момент времени. В случае необходимости для более полного понимания ситуации рассматриваются все значимые события, которые были у человека за последние пять-десять лет. Постоянный стресс зачастую приводит к депрессии. Идет анализ и проработка этих событий.
На второй ступени (инвентаризация) речь идет о способе преодоления стресса и конфликта, которые клиент не может решить за последнее время. Чаще всего это проблемные детско-родительские отношения, партнерские отношения, взаимоотношения между начальником и подчиненным, отношения между коллегами по работе и т.д. На этом этапе с клиентом обсуждаются 4 формы переработки конфликтов. Выясняются формы реагирования на конфликтную ситуацию: прослеживается взаимосвязь между психологическими проблемами и физиологическим проявлением, анализируют различные причины, которые привели к болезни, т.е. психосоматические проявления. На этом этапе исследуют удовлетворенность и степень реализации своих потребностей в сфере профессиональной деятельности, каким образом осуществляются межличностные отношения, какие планы строит клиент на будущее.
Для понимания поведения человека в настоящем обращаются к его прошлому опыту. Выясняют, какие отношения у клиента были с родителями и другими членами семьи. Какие отношения были между родителями, каким образом они выстраивали свои отношения с другими людьми, каковы жизненные ценности и убеждения родителей. Как они соотносятся с жизненными ценностями и убеждениями самого клиента. Так, например, мужчина или женщина, которые жили и воспитывались в раннем детстве в неполной семье, при всем своем желании иметь идеальную семью, повторяют жизненный опыт своих родителей, желая того или нет. Основной целью терапии становится выявление причины возникновения конфликтов и способы решения проблемы.
На третьей ступени (ситуативная поддержка) выясняется, каким образом клиент и его семья справлялась раньше с возникающими проблемами. Что способствовало разрешению конфликта. Какие внутренние или внешние ресурсы были использованы.
На четвертой ступени (вербализация) конкретизируются те конфликты, которые оставались невысказанными или неосознанными клиентом. Терапевт анализирует основной конфликт и совместно с клиентом вырабатывает новую стратегию поведения.
На пятой ступени (расширение системы целей) определяются новые цели, жизненные планы на ближайшее будущее. Здесь вырабатываются новые способы поведения для улучшения своей жизни. Терапевт помогает клиенту сформулировать конкретные шаги для достижения своей цели. Это могут быть планы на день, месяц, год, 5 лет, 10 лет. Но это не значит, что эти планы нельзя будет в дальнейшем корректировать. Клиенту дается принцип формирования жизненных целей. Формируются новые варианты решения проблем клиента. Все пять ступеней находятся в постоянном взаимодействии.
В процессе терапии Н. Пезешкиан использовал Висбаденский опросник, состоящий из 85 вопросов и Дифферинциально-аналитический опросник (ДАО). В ДАО анализируются актуальные способности как самого клиента так и человека, с которым возник тот или иной конфликт. Это может быть партнер по браку или кто-то из членов семьи. Выявляются критичные актуальные способности, которые приводят к разногласию между партнерами, к конфликтной ситуации, проблеме клиента. Актуальные и базовые конфликты в свою очередь ведут к психосоматическим проявлениям. Н. Пезешкиан разработал вопросники по каждой актуальной способности. И вопросы, связанные с анализом актуальных и базовых конфликтов.
По Пезешкиану существует четыре реакции на конфликт: "бегство" в сферу "тело", "бегство" в сферу "деятельность или уход от деятельности", "бегство" в сферу "контакты или изоляция", "бегство" в сферу "фантазия".
Для лучшего понимания метода рекомендуется изучить книги Н.Пезешкиана, список которых представлен ниже. Достаточно полно о методе говорится в книге Пезешкиана "Психосоматика и позитивная психотерапия".
Рекомендуемая литература по позитивной психотерапии
Пезешкиан Н. Если ты хочешь иметь то, что никогда не имел, тогда сделай то, чего никогда не делал. – М.: Институт позитивной психотерапии, 2007. – 128 с.
Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. – М.: Издательство Март, 1996. – 336 с.
Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. – М.: Институт позитивной психотерапии, 2006. – 464 с.
Пезешкиан Н. Тренинг разрешения конфликтов. Психотерапия повседневной жизни. – М.: Институт позитивной психотерапии, 2006. – 296 с.
Пезешкиан Н.Тренинг семейных отношений. 33 и 1 форма партнерства. – М.: Институт позитивной психотерапии, 2008. – 288 с.
Пезешкиан Н. Торговец и попугай: восточные истории и психотерапия. – М.: Институт позитивной психотерапии, 2006. – 160 с.
Книга Логинова О.И. Арт-терапия. Терапевтический рисунок. Подробно здесь>>
2016-2023 © Логинова О.И. Психологическая помощь в Москве
® Все права защищены. Частичное воспроизведение материалов сайта
допускается только при указании имени и фамилии автора статьи.
Гиперссылка на сайт www.loginova-olga.ru обязательна.
Я приобрела обе колоды карт и книгу Арт-Терапия. Посылка добралась до Англии в отличном состоянии и достаточно быстро. Все было очень аккуратно упаковано. Испытала полнейший восторг от качества книг, от карт и их разнообразия. А самое главное, что вся информация четко, доступно и грамотно изложена. Я не психолог, но мне все предельно понятно и я не могу дождаться, когда смогу помочь своим родным и близким с помощью этих замечательных карт. Мне кажется, что эти карты должны быть в "аптечке" у каждого в доме, для изцеления/проработки ментальных недугов и т.п. Огромная благодарность Вам, уважаемая Ольга Иосифовна, за ваш труд ! Желаю Вам всех благ
Приобрела сегодня книгу Арт-терапия:Терапевтический рисунок» и Метафорические фотокарты в семейном консультировании. Посчастливилось лично пообщаться с автором, получила много полезной информации по использованию карт и примеры - из первых уст! Качество изданий очень высокое - и бумага, и иллюстрации цветные, содержание прекрасно структурировано и легко для восприятия. При первом взгляде хочется сразу сесть и читать запоем. Содержание практическое, бери - и работай! Показания к работе, материалы, техники индивидуальной и групповой работы, работа с кризисными состояниями и актуальными проблемами, ответы на вопросы (👍), случаи из практики с разбором, психосоматика, связи цвета и эмоциональных состояний. К картам приложены методические рекомендации с показаниями к применению, алгоритмом работы, метафорические истории для использования в работе и рекомендации специалистам.
Книга по арт-терапии пришла быстро, это очень приятно. Ещё приятнее то, что книга качественная. Много полезной и уникальной информации. Спасибо большое автору!
Была на двухдневном тренинге «Арттерапия в исцелении душевных ран», у Логиновой Ольги Иосифовны . Тренинг очень понравился. Было интересно, динамично, познавательно. Попробовали много техник : рисование двумя руками, рисование левой рукой, линия жизни, эмоция и цвет, значимые события в моей жизни... Рисовали гуашью, карандашами, акварелью, акрилом, пастелью. Хочу поблагодарить Ольгу Иосифовну , за море позитива и , за новый опыт! Спасибо и удачи вам !
Участвовала в рамках Псифеста (г. Москва) на мастер-классе у Ольги Иосифовны по ее колодам МАК. Понравилось, так как автор провела его на высоком уровне профессионализма, оптимистичности и системности. Хочу пожелать успехов и вдохновения! Всех благ!
Использую фотокарты в работе с подростками и их родителями. Хочу отметить преимущество нового набора "Волшебный мир ассоциаций". Карты достаточно просты для восприятия подростками, но при этом содержательны, тематика карт подобрана таким образом, что подростки делают выбор ассоциаций не только на основе актуальных переживаний, но и находят ресурсные изображения. Что удивительно, девочка-подросток 14 лет, с диагнозом депрессия, суицидальной попыткой в анамнезе, работая с картами выбрала отдельную категорию амбивалентых ("противоречивых") изображений и сделала вывод о том, что "и в жизни так, каждую ситуацию можно воспринимать по разному". Напомню коллегам, что при подобных нарушениях это одна из мишеней психотерапии: формировать навык альтернативных интерпретаций ситуаций.
Хочется несколько слов сказать о первом наборе для семейного консультирования, с которым я работаю достаточно давно. Эти карты очень хороши в диадной работе Мама-Подросток, Мать-Отец, а также в консультировании семьи с подростком.
Спасибо Ольге Иосифовне за такой качественный методический материал!