Статьи по психологии
Логинова О.И.
КАК СПРАВИТЬСЯ СО СТРЕССОМ?
В статье даются определения стресса, стадии стресса по Г.Селье, классификация стресса, поведенческие проявления стресса, рекомендации как справиться со стрессом, методы, используемые в психологии для совладания со стрессом. Тест на стрессоустойчивость и Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Рея.
В настоящее время все больше людей во всем мире испытывают стресс. Это связано с большими эмоциональными нагрузками, которые возникают при разных жизненных ситуациях. Стресс испытывают разные возрастные группы: дети, начиная с дошкольного возраста, школьники, студенты и люди более старшего возраста. Одна из причин стресса у детей - ожидания наказания со стороны родителей за различные провинности и плохую успеваемость в школе. Стресс у детей может вызван плохой адаптацией среди сверстников. У студентов чаще всего стрессовое состояние вызвано со сдачей экзаменов. Человек подвергается стрессу по разным причинам. Это могут быть экстремальные ситуации, к которым относятся всевозможные техногенные аварии, природные катаклизмы, попадания человека в места лишения свободы, физическое, психологическое и сексуальное насилие; семейные проблемы, трудности на работе, проблема одиночества, выход на пенсию. У человека, испытывающего постоянный стресс, со временем могут возникнуть психосоматические заболевания. Поэтому в области психологии проводятся исследования учеными, направленные на выявление стрессовых ситуаций, их классификация и предотвращение этих ситуаций, с учетом характера человека, выявление внутренних ресурсов личности для совладания со стрессом.
Стресс
Как пишет доктор медицинских наук В.А. Бодров [1], наиболее характерным психическим состоянием, развивающимся под влиянием экстремальных условий жизнедеятельности, является стресс.
Термин «стресс», по словам автора, объединяет большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлениями и последствиями экстремальных воздействий внешней среды, конфликтами и т.д.
Американский профессор психологии Девид Майерс [11] утверждает, что «стресс – это не стимул и не реакция. Это процесс, в ходе которого мы оцениваем ситуацию и боремся с возникшей опасностью».
Понятие стресса, было предложено Г. Селье [3]. Ему удалось установить, что на неблагоприятные воздействия разного рода, например, страх, унижение, боль и многое другое, организм отвечает однотипным комплексным реагированием вне зависимости от того, какой раздражитель действует на организм.
В своих исследованиях Г. Селье доказал, что стрессу характерны несколько стадий адаптации. Стадии стресса характерны для любого адаптационного процесса.
В первой фазе – фазе тревоги, как утверждает Г. Селье, осуществляется мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость. При этом организм функционирует с большим напряжением. Физиологическая первичная мобилизация проявляется, как правило, в следующем: кровь сгущается, отмечается увеличение печени или селезенки и т.д. К концу первой фазы отмечается работоспособность. Таким образом, стресс возникает тогда, когда организм вынужден адаптироваться к новым условиям, т.е. стресс неотделим от процесса адаптации.
Во второй фазе – фазе стабилизации или как ее еще называют максимально эффективной адаптации. Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. Но, если стресс продолжается долго или воздействующие стрессоры чрезвычайно интенсивны, то неизбежно наступает третья фаза – фаза истощения. При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определенные гормоны. Учащается ритм сердца. Повышается свертываемость крови, изменяются защитные свойства организма.
Стресс - это реакция организма на адаптацию к кризисным жизненным ситуациям.
Чем сильнее стресс, тем ярче психосоматические проявления.
Виды стрессов
P.T. Wong (цит. по [1]) предложил классификацию жизненного стресса:
- внутриличностный стресс;
- межличностный стресс;
- личностный стресс;
- семейный стресс;
- рабочий стресс;
- экологический стресс;
- финансовый стресс;
- общественный стресс.
Ю.В. Щербатых [8] подробно описал профессиональный стресс, который разделил в свою очередь на отдельные виды: учебный стресс, стресс медицинских работников, стресс руководителя, спортивный стресс. Кроме этого, автор проанализировал причины производственного стресса и феномен профессионального выгорания. По мнению автора, профессиональные причины стрессов обусловлены нехваткой знаний, умений и навыков и в отдельных случаях связано со здоровьем человека. Причины стрессов личностного характера чаще всего связаны с низкой самооценкой, неуверенностью в себе, со страхом неудачи, неуверенностью в своем будущем.
В современном мире существует большое разнообразие стрессов, которое влияет на психологический и физиологический уровень жизни человека. Стресс зависит от объективных и субъективных факторов.
Тревожность
Маклаков А.Г. [3], считает что «вероятность возникновения стресса возникает у людей с повышенным чувством тревожности, которая в условиях адаптации может проявляться в разнообразных реакциях, известных как реакция «тревоги».
Зарубежный исследователь в области психологии Nutt D.J. (цит. по [8]) выделяет четыре компонента, играющих важную роль при формировании состояния тревожности:
- настроение (например, волнение);
- когнитивную сферу (неприятные воспоминания, построение негативных прогнозов);
- физиологические проявления (тахикордия, потоотделение, тремор);
- поведенческие реакции.
Все это происходит с целью подготовки организма к тому, что, Кеннон (цит. по [11]) назвал «борьба или бегство». Эту реакцию он считал чудесной адаптивной системой.
Канадский ученый Ганс Селье [11] дополнил теорию Кеннона и сделал стресс одним важнейших понятий в психологии и медицине.
По мнению доктора биологических наук Щербатых Ю.В. [8], поведенческие проявления стресса можно разделить на четыре группы:
- изменение образа жизни;
- профессиональные нарушения;
- нарушение психомоторики;
- нарушения социально-ролевых функций.
Нарушения психомоторики могут проявляться:
- в избыточном напряжении мышц;
- дрожании рук;
- изменения ритма дыхания;
- дрожании голоса;
- уменьшении скорости сенсомоторной реакции;
- нарушении речевых функций;
- нарушении почерка.
М.К. Акимова, К.М. Гуревич [5] утверждают, что тревога связана с наличием глубоких внутренних конфликтов, недостаточности внутренних ресурсов для достижения поставленной цели, рассогласования между потребностью и нежелательностью способов ее удовлетворения.
По мнению авторов, тревога определяется как временное, преходящее эмоциональное состояние, характеризуемое субъективными ощущениями напряжения и опасения, Тревожность, как черта, определяется в качестве устойчивой склонности к тревоге, и зависит от прошлого опыта человека.
Тревожность является составной частью стресса, и проявляется как правило на эмоциональном и физиологическом уровне в виде изменений психомоторики. Анализ этого состояния позволяет выработать адекватные меры по преодолению тревожности у личности с целью успешной адаптации.
P.T. Wong (цит. по [1]) разработал модель ресурсов и их соответствия требованиям эффективного преодоления стресса. Важная особенность этой модели заключается в том, что в ней придается особое значение проактивным измерениям. Если человек постоянно развивает свои различные ресурсы и разумно избегает рисков, то он тем самым уменьшает вероятность развития у него стресса.
Автор модели к ресурсным состояниям человека относит следующие виды ресурсов:
- психологические,
- интеллектуальные,
- духовные,
- социальные,
- физические,
- финансовые,
- культурные,
- условия среды.
Реактивное преодоление стресса, по мнению P.T. Wonga, начинается, как только с помощью первичной оценки обнаруживается проблемная ситуация. На этом этапе важное значение для эффективного преодоления стресса имеют два типа соответствия ресурсов: во-первых, оценка должна отражать реальность, а во-вторых, необходимо, чтобы выбранные стратегии соответствовали характеру стресса. Адекватные ресурсы и соответствующие стратегии преодоления стресса в конечном счете приведут к снижению стресса.
Как пишет автор, эффективное преодоление стресса оценивается по следующим показателям: эффективность затрат энергии и ресурсов, эффективность в достижении желаемой цели противодействия стрессу и восстановления функционального баланса организма и психики, личное развитие в виде повышения способностей, самоуважения и благополучия. Таким образом, успешное преодоление стресса способствует получению кратковременных и долговременных выгод и преимуществ.
Арт-терапевтическая помощь при совладании со стрессом
В настоящее время в психологии все больше и больше внимания уделяется различным методам арт-терапии, которые служат для успешного совладания со стрессовыми ситуациями. Можно использовать также метафорические карты.
Хедер Уильямс [13] в своей книге «Говорящий рисунок, или как познать свое глубинное “Я”» дает советы как справиться со стрессом. Для выполнения упражнения «Выражаем тревогу» Хедер Уильямс предлагает:
- занять удобную, расслабляющую позу;
- найти в себе ощущение тревоги;
- определить, где она локализуется: в животе, лице, голове, ногах;
- взять цветные карандаши;
- субдоминантной рукой выплеснуть из себя тревогу и перенести ее на бумагу.
Люсия Капаччионе [10] для снятия стрессов предлагает упражнение "рисование обеими руками". С ее точки зрения это упражнение позволяет активизировать обе руки и оба полушария головного мозга. Данное упражнение освобождает разум от ненужных тоскливых, тревожных мыслей, успокаивает нервы. Почувствовав себя измотанным, расстроенным, выведенным из состояния душевного равновесия, попытаться несколько раз выполнить упражнение с использованием обеих рук.
А.М. Шевченко [7] – практикующий психолог, арт-терапевт в своей работе описывает упражнение «Отрезаю проблему». Автор предлагает нарисовать свою проблему справа от себя в виде клубка запутанных ниток. Слева нарисовать себя. Затем взять ножницы и отрезать ту часть рисунка, где изображена проблема. Как считает данный арт-терапевт, именно это действие поможет нашему мозгу легко распутать создавшуюся проблему. Автор считает, что наши мысли, выраженные в письменном виде, есть не что иное как наши голограммы. Следовательно их можно уничтожить, т.е. освободиться от негативной энергии, от негативных мыслей и эмоций.
Барбара Ганим [9] рассуждает о том, что благодаря экспрессивному искусству мы можем избавиться от негативных мыслей, которые блокируют способности нашего тела. Экспрессивное искусство, по ее мнению, поможет освободиться от вызывающих стресс эмоций, которые по многочисленным исследованиям ослабевают иммунную систему. Б. Ганим, автор книги «Исцеление через искусство», пишет о том, что как только негативные эмоции становятся доступными для направленной визуализации, появляется возможность избавиться от них, выразив их в рисунке, скульптуре или коллаже. Автор считает, что негативные мысли и эмоции приводят к стрессовым состояниям. Психологическое напряжение, сохраняющееся в течение длительного периода времени, может нарушить иммунную систему, после чего здоровые клетки могут переродиться и привести к различным тяжелым заболеваниям. Она предлагает, как и многие другие арт - терапевты, начать рисовать не той рукой, которой человек занимается трудовой деятельностью. Это связано с тем, чтобы человек меньше контролировал свои действия и не оценивал свою работу критически. Из своих наблюдений она сделала вывод, что люди, которые не умеют рисовать, достигают таким образом самых лучших результатов. По мнению автора, при работе с рисунком рекомендуется спокойная музыка, желательно без слов. Негативные эмоции могут выразиться через цвет, форму, линию и другие зримые образы. Простой акт изображения на бумаге негативной эмоции, вызывающей стресс, освобождает наше тело от напряжения и уже не может принести вред здоровью.
Арт-терапия является мощным инструментом в работе со стрессовыми ситуациями и выхода из них. Хорошо себя зарекомендовали в психотерапии библиотерапия, танцевальная терапия, музыко-терапия, фототерапия и т.д. Во всех этих случаях человек высвобождает свои эмоции и тем самым снимает напряжение. Одним из важных ресурсных состояний человека является уверенность в своих силах, что приводит к спокойствию и концентрации мыслей при выполнении поставленных жизненных целей.
В книге И. Ю. Митевой «Курс управления стрессом» даются рекомендации, направленные на снижения стресса [4]. Как считает автор книги, гидромассаж лучше всего помогает при стрессе. Очень эффективен точечный массаж на лице, шеи, голове. Прежде всего необходимо обнаружить участки затвердевшей кожи, а затем их необходимо растирать и сильно щипать. Физические упражнения, с точки зрения автора, снижают стресс и вызывают в теле химические реакции, благодаря которым человек чувствует себя хорошо. Заниматься рекомендуется ежедневно, как минимум 30 минут.
Плавание также нейтрализует последствия стресса. Именно при плавании мышцы расслабляются. Вода способствует обрести спокойствие и настроиться на позитивные мысли. Кроме физических упражнений, по мнению автора, хорошо помогает справляться со стрессом релаксация и медитация.
И.Ю.Митева полагает, что существует связь между отрицательными эмоциями, которые испытывает человек в состоянии стресса, и напряжением его мышечной системы. Отрицательные эмоции (страх, тревога, беспокойство, раздражение и др.) всегда вызывают мышечное напряжение. Если научиться произвольно снижать избыточное напряжение, можно тем самым научиться эффективно управлять своими эмоциями и уменьшить их эффективность.
Доктор медицинских наук С.А. Игумнов [2] для снятия напряжения мышц лица предлагает упражнение«Маска релаксанта». Выполнение этого упражнения позволяет расслабить мимические, жевательные мышцы и язык. Каждая напряженная мышца оказывает воздействие на двигательную зону головного мозга.
«Маску релаксанта» применяют в тех случаях, когда нет возможности заниматься аутогенной тренировкой. В результате выполнения этого упражнения уменьшается физическое и психическое напряжение, проходит головная боль.
Для снятия психологического и физического напряжения используют также холистический массаж [6]. Он применяется при психосоматических и эмоциональных состояниях, состояниях страха и депрессиях, психологического, физического сексуального насилия. Автор холистического (пульсационного) массажа является Т. Браунинг. Холистический массаж позволяет осознать сигналы тела, поскольку они напрямую выражают потребности бессознательного. Осознание сигналов тела помогает человеку соединиться со своим внутренним источником знания.
Для снятия или уменьшения действия стрессовых факторов Сарвир И. [12] в своей книге «Долой стресс» предлагает использовать свои внутренние ресурсы:
- антистрессовое дыхание;
- минутная релаксация (напряжение и расслабление мышц);
- смена обстановки;
- расслабление;
- отвлечение (переключение мыслей);
- музыка;
- счет в обратном порядке от 50-ти;
- общение.
С помощью библиотерапии (цит. по [6]), стремятся улучшить поведение в условиях стресса через информацию и программы упражнений посредством коммуникативного воздействия книги.
По мнению Митевой И.Ю. [4], смехотерапия, также является мощным инструментом при снижения стресса. Улыбка дает отдых мышцам лица: грусть затрагивает 43 мышцы, улыбка – только 17. В свою очередь, это ведет к охлаждению крови в сосудах головного мозга; образуются вещества, которые стимулируют работу левого полушария, отвечающего за радостные ощущения. Биохимические процессы тормозят образования «стрессовых» гормонов. В каждом конкретном случае необходимо позитивно переосмыслить стрессовую ситуацию, увидеть ее в ином свете. Применяя позитивный подход, нужно попытаться найти альтернативные возможности в принятии решений, которые были вне досягаемости сознания.
Таким образом, мы видим, что зарубежные и российские авторы предлагают большое количество техник аутотренинга и релаксаций для профилактики и устранения стресса. Каждый человек сам выбирает в зависимости от своего психологического и физического состояния экспериментальным путем подходящие для него техники релаксации, дыхательные техники, вид массажа, физическую нагрузку. Все это способствует позитивному настрою личности и уверенному общению с окружающими.
На основе проведенного краткого анализа научной литературы, можно сделать выводы: поведение людей при устранении стресса в разных ситуациях будет отличаться. Оно зависит от степени тревожности личности.
Одна и та же личность с изменением возраста будет менять свои способы борьбы со стрессом. На это влияет приобретенный жизненный опыт. Способы выбора поведения зависят от того, в какой социальной среде находится человек. Какие жизненные нормы приемлемы для данного человека.
Правильный выбор стратегий поведения способствует более быстрому устранению стрессогенных факторов, снижению уровня тревожности, улучшению здоровья, восстановлению работоспособности.
При совладании со стрессом появляется уверенность в собственных ресурсах, повышается самооценка и восстанавливается внутренняя гармония человека, что приводит к удовлетворению жизни и развитию личности.
Библиография
1. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление.- М.: ПЕР СЭ. - 2006. - с. 528
2. Игумнов С.А. Управление стрессом: современные психологические и медикаментозные подходы. – СПб.: Речь, 2007. – с. 217
3. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПБ.: Питер, 2007. - с. 583
4. Митева И.Ю. Курс управления стрессом. Москва: ИКЦ «МарТ», 2004. – с. 288
5. Психологическая диагностика: Учебник для вузов. Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – СПБ.: Питер, 2007. - с. 652
6. Психотерапевтическая энциклопедия /под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб.: Питер, 2006.- с. 944
7. Шевченко М. Я рисую успех и здоровье. Арт-терапия для всех. – СПб.: Питер, 2007. – с. 96
8. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2006.- с. 256
9. Ганим Б. Исцеление через искусство. – Мн.: ООО « Попурри», 2005. – с. 336
10. Капаччионе Л. Сила другой руки, или как при помощи левой руки активизировать возможности правого полушария головного мозга. – М.: София, 2005. – с. 336
11. Майерс, Д. Психология / Д. Майерс; пер.с англ. И. А. Карпиков, В. А. Старовойтова. – 2-е изд. – Мн.: «Попурри», 2006. – с. 848
12. Сарвир И. Долой стресс! Лучшие приемы релаксации и
аутотренинга. – М.: Эксмо, 2006. – с. 320
13. Ульямс, Х. «Говорящий» рисунок, или как познать свое глубинное “Я”. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – с. 205
14. Логинова О.И. Как справиться со стрессом. Электронный ресурс: http://olga2901l.narod.ru/Izmena_1.html
2016-2023 © Логинова О.И. Психологическая помощь в Москве
® Все права защищены. Частичное воспроизведение материалов сайта
допускается только при указании имени и фамилии автора статьи.
Гиперссылка на сайт www.loginova-olga.ru обязательна.
Я приобрела обе колоды карт и книгу Арт-Терапия. Посылка добралась до Англии в отличном состоянии и достаточно быстро. Все было очень аккуратно упаковано. Испытала полнейший восторг от качества книг, от карт и их разнообразия. А самое главное, что вся информация четко, доступно и грамотно изложена. Я не психолог, но мне все предельно понятно и я не могу дождаться, когда смогу помочь своим родным и близким с помощью этих замечательных карт. Мне кажется, что эти карты должны быть в "аптечке" у каждого в доме, для изцеления/проработки ментальных недугов и т.п. Огромная благодарность Вам, уважаемая Ольга Иосифовна, за ваш труд ! Желаю Вам всех благ
Приобрела сегодня книгу Арт-терапия:Терапевтический рисунок» и Метафорические фотокарты в семейном консультировании. Посчастливилось лично пообщаться с автором, получила много полезной информации по использованию карт и примеры - из первых уст! Качество изданий очень высокое - и бумага, и иллюстрации цветные, содержание прекрасно структурировано и легко для восприятия. При первом взгляде хочется сразу сесть и читать запоем. Содержание практическое, бери - и работай! Показания к работе, материалы, техники индивидуальной и групповой работы, работа с кризисными состояниями и актуальными проблемами, ответы на вопросы (👍), случаи из практики с разбором, психосоматика, связи цвета и эмоциональных состояний. К картам приложены методические рекомендации с показаниями к применению, алгоритмом работы, метафорические истории для использования в работе и рекомендации специалистам.
Книга по арт-терапии пришла быстро, это очень приятно. Ещё приятнее то, что книга качественная. Много полезной и уникальной информации. Спасибо большое автору!
Была на двухдневном тренинге «Арттерапия в исцелении душевных ран», у Логиновой Ольги Иосифовны . Тренинг очень понравился. Было интересно, динамично, познавательно. Попробовали много техник : рисование двумя руками, рисование левой рукой, линия жизни, эмоция и цвет, значимые события в моей жизни... Рисовали гуашью, карандашами, акварелью, акрилом, пастелью. Хочу поблагодарить Ольгу Иосифовну , за море позитива и , за новый опыт! Спасибо и удачи вам !
Участвовала в рамках Псифеста (г. Москва) на мастер-классе у Ольги Иосифовны по ее колодам МАК. Понравилось, так как автор провела его на высоком уровне профессионализма, оптимистичности и системности. Хочу пожелать успехов и вдохновения! Всех благ!
Использую фотокарты в работе с подростками и их родителями. Хочу отметить преимущество нового набора "Волшебный мир ассоциаций". Карты достаточно просты для восприятия подростками, но при этом содержательны, тематика карт подобрана таким образом, что подростки делают выбор ассоциаций не только на основе актуальных переживаний, но и находят ресурсные изображения. Что удивительно, девочка-подросток 14 лет, с диагнозом депрессия, суицидальной попыткой в анамнезе, работая с картами выбрала отдельную категорию амбивалентых ("противоречивых") изображений и сделала вывод о том, что "и в жизни так, каждую ситуацию можно воспринимать по разному". Напомню коллегам, что при подобных нарушениях это одна из мишеней психотерапии: формировать навык альтернативных интерпретаций ситуаций.
Хочется несколько слов сказать о первом наборе для семейного консультирования, с которым я работаю достаточно давно. Эти карты очень хороши в диадной работе Мама-Подросток, Мать-Отец, а также в консультировании семьи с подростком.
Спасибо Ольге Иосифовне за такой качественный методический материал!