Статьи по психологии
Логинова О.И.
СУИЦИД
Это статья предназначена для родителей, педагогов, начинающих психологов и для всех тех кому дорога ЖИЗНЬ.
На смену ночи всегда приходит РАССВЕТ. Рассвет - это зарождение нового дня, новых жизненных сил, новых устремлений. РАССВЕТ - это ЖИЗНЬ.
Видео. Логинова Ольга. Рассвет на море.
Суицид – самоубийство (лат. - "себя убивать") - это намеренное лишение себя жизни. Это реакция человека на проблему, кажущуюся непреодолимой, как, например, отчуждение, смерть близких и т.д.
Суицидальные действия включают в себя суицидальную попытку и завершенный суицид.
Суицидальная попытка - это целенаправленная попытка лишить себя жизни, но не закончившаяся смертью. Попытка может быть обратимой и необратимой, направленной на лишение себя жизни или другие цели.
Парасуициды - акты намеренного самоповреждения, не приводящие к смерти.
Завершенный суицид - действия, завершенные летальным исходом.
Непосредственный повод попытки самоубийства длится от нескольких минут до нескольких часов (острый пресуицид), редко несколько дней, перед совершением поступка. Важно знать этот повод, а по возможности и поводы предшествующих попыток самоубийства, чтобы найти доступ к более скрытым проблемам человека. Возможен и хронический пресуицид, когда период от возникновения суицидальных мыслей до попыток их реализации исчисляется месяцами.
Суициды можно разделить на три основные группы:
1. Истинные.
2. Демонстративно-шантажные.
3. Скрытые.
Кто же относится к группе риска?
1. Лица, страдающие психическими расстройствами, а также переживающие возрастной кризис.
2. Суициды при эндогенных психозах. Завершенные самоубийства составляют 1/3 всех случаев. При эндогенных депрессиях особая угроза суицида наблюдается в начале и в конце депрессивной фазы. Эндогенные депрессивные составляют самую большую группу «постсуицидальных» пациентов.
3. Лица, страдающие старческой депрессией.
4. Больные шизофренией.
5. Больные подростки, у которых ведущим синдромом является их неспособность к контактированию. Они часто происходят из неблагополучных семей, эмоционально неуравновешенных, невыносливых, психически не сбалансированных, разобщенных. В критической фазе жизни риск суицида может стать особенно большим в результате разлуки с родителями, а также при незначительных расстройствах.
6. В климактерическом периоде угроза суицида также выше, чем в другие периоды жизни.
7. При хроническом алкоголизме.
8. При раковых заболеваниях.
9. Неожиданное появление заболевания при истинной или воображаемой угрозе профессиональной карьере.
Проблема самоубийств в настоящее время является актуальной как среди взрослых, так и среди детей.
Транскультурный аспект и эпедимиология
По данным Госкомстата в РСФСР в 70-80-е годы в среднем в год совершалось до 6000 суицидов. На сегодняшний день эта цифра возросла до 30 000 случае в год. 25 % всех погибших - юноши, 17% - девушки. Уровень самоубийств среди российских подростков является одним из самых высоких в мире. Мировая статистика показывает, что за последние годы уровень самоубийства во многих странах повышается или остается достаточно высоким.
Н. Пезешкиан в книге "Психосоматика и позитивная психотерапия" в разделе "Суицидальные попытки" пишет о том, что наибольшее число самоубийств в мире было зарегистрировано в 1988 г. в Венгрии, на втором месте Финляндия, на третьем месте - Франция. В США ежегодно около 30000 человек совершают самоубийство. Высокое число самоубийств в Японии. Самые низкие показатели принадлежат Греции и Саудовской Аравии. Самоубийства не встречаются среди коренных жителей Австралии и Огненной Земли. В Индии суицид встречается в форме принесения себя в жертву на святых местах (самосожжение вдов -сати).
Самоубийство часто встречается у эскимосов при достижении старческого возраста или при хронических заболеваниях.
Эдвин Шнейдман перечисляет 10 общих психологических характеристик самоубийств.
Общей целью самоубийства является нахождение решения.
Общая задача самоубийства состоит в прекращении сознания.
Общим стимулом к совершению суицида является невыносимая душевная боль.
Общим стрессором при суициде является фрустрированные психологические потребности.
Общей эмоциональной эмоцией является беспомощность-безнадежность.
Общим действием при суициде является бегство.
Общим коммуникативным действием при суициде является сообщение о своем намерении.
Сейр описывает эмоциональный комплекс, лежащий в основе суицидального поведения:
- изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);
- беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);
- безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);
- чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).
Многолетние исследования особенностей различных групп людей, покушающихся на самоубийство, выявили определенные демографические, медицинские и другие характеристики, связанные с суицидальным поведением. Знание этих факторов необходимо для оценки риска суицидального поведения.
Социально-демографические факторы
1. Пол – мужской.
2. Возраст – подростки и молодые люди обоего пола от 12 до 24 лет, Известны случаи, когда дети более раннего возраста (3-6 лет) совершали попытки самоубийства. Что связано еще и с тем, ребенок думает, что заснет, а потом снова оживет, как он видит в некоторых мультфильмах, сказках. Мужчины 20-30 лет, оба пола старше 50 и особенно старше 60 лет.
3. Семейное положение – люди, никогда не состоявшие в браке, разведенные, вдовые, бездетные и проживающие в одиночестве.
Среди суицидентов преобладают лица, имевшие в детстве приемных родителей, воспитывавшиеся в интернате или имевшие только одного из родителей.
4. Образование и профессиональный статус – безработные, а также лица с высшим образованием и высоким профессиональным статусом.
5. Профессия или род занятий: военнослужащие срочной службы, ветераны локальных военных конфликтов; врачи: психиатры и анестезиологи, офтальмологи и стоматологи. Женщины-врачи совершают самоубийства гораздо чаще, чем представительницы других профессий. К группе риска относятся учителя и представители других профессий.
Медицинские факторы
1. Психическая патология:
· Депрессия в настоящее время или депрессивный приступ в прошлом;
· Алкогольная зависимость;
· Зависимость от других психоактивных веществ;
· Шизофрения. Суицидальные попытки встречаются на фоне легких шизофренических изменений личности, когда больные как бы проводят «эксперимент» («Интересно было бы посмотреть, что будет…»), предвидеть подобный суицид довольно трудно;
· Расстройство личности.
2. Соматическая патология – тяжелое хроническое прогрессирующее заболевание:
· Онкологические заболевания; невыносимые боли.
· Сердечно-сосудистые заболевания;
· Заболевания органов дыхания (астма, туберкулез);
· Врожденные или приобретенные уродства;
· Потеря физиологических функций (утрата, слуха, способности двигаться, утрата половой функции, бесплодие);
· ВИЧ-инфекция;
· Состояние после тяжелых операций;
· Состояние после трансплантации донорских органов и тканей.
Биографические факторы
· Гомосексуальная ориентация.
· Суицидальные мысли, намерения, попытки в прошлом.
· Суицидальное поведение родственников, близких друзей, других значимых людей.
Частые причины суицида:
- Неудачная любовь, супружеские измены, ревность, семейные конфликты, развод, болезни или потери родственников. Глубина конфликта зависит от глубины общения. При поверхностном общении глубоких конфликтов не бывает.
- Алкоголизм и наркомания. Матери детей-алкоголиков очень тяжело переживают этот факт, даже если детям уже 40-60 лет. Пытаются разными способами решить эту проблему, в том числе уходом из жизни.
- Профессиональная несостоятельность. Потеря высокого поста. Вынужденная безработица.
- Потеря ноги или руки при различных ситуациях. Нужно иметь мужество и поддержку близких, чтобы принять этот факт и не сломаться психологически.
- Финансовые неудачи. Большой неоплачиваемый долг, когда ситуация кажется безысходной.
- Долги, превышающие 250 тыс. рублей и доходящие до миллиона рублей. Это часто встречается среди людей с игровой и компьютерной зависимостью.
- Внутренний конфликт.
- Уход на пенсию. Высокий уровень самоубийств среди пожилых людей. У пожилых людей обостряется чувство одиночества, душевной боли, ощущения собственной ненужности, обидчивость. Порой пожилые люди не знают чем себя занять. Раньше была работа, определенный статус в обществе, уважение со стороны сослуживцев, а после ухода на пенсию изменяется прежде всего внутреннее восприятие себя. В этот период происходит уменьшение контактов с другими людьми. С другой стороны повышается раздражительность, конфликтность и агрессивность по отношению к окружающим людям. У пожилых людей суицидальные попытки чаще завершаются смертью, чем у молодых. Хотя сейчас больше внимание стало уделяться в крупных городах. Появились Клубы Долголетия, где предусмотрены экскурсии, мероприятия, психологические тренинги и другое. Здесь пожилые люди могут собраться, пообщаться, поделиться своими мыслями или творческими работами, заняться фитнесом по мере своих возможностей.
Но совсем другая картина вырисовывается, если уйдя на заслуженный отдых, люди продолжают вести активный образ жизни. Это может быть и любимое занятие, забота о внуках. Любовь и забота со стороны близких людей придает силы, энергию пожилым людям. Приходит понимание того, что жизнь прожита не зря, что жизненный опыт передан другим людям и они продолжат начатое дело и в свою очередь передадут этот опыт новому подрастающему поколению.
- Вынужденная социальная изоляция (эмиграция, вынужденное переселение, языковый барьер). Это происходит в том случае, если человек не смог адаптироваться к новым жизненным условиям.
- Раскаяние за совершенное убийство, угроза тюремного заключения или смертной казни.
- Сексуальное насилие, в случае если человеку негде получить психологическую поддержку. Он не может выразить все свои чувства, эмоции, связанные с этими неприятными событиями.
- Физическое или психологическое насилие.
- Возбудимость, агрессивность.
- Нежелание принимать помощь от окружающих. Не все люди могут принимать эту помощь.
Детский суицид
Причины суицида среди подростков
Видео. Тема: "Подростковый суицид". Гражданский контроль с Виталием Золочевским.
Гости программы: Логинова Ольга Иосифовна - психолог, арт-терапевт, тренер НЛП и Журавская Наталья Юрьевна - врач психиатр-психотерапевт. REG. Фрагменты записи. (эфир от 30.04.2015)
__________________________________________
Как уже говорилось выше, по статистике самоубийство больше совершают мужчины, чем женщины.
Отмечены случаи, когда перед уходом из жизни родители лишают жизни своих детей.
Статистические данные показывают высокий процент смертности среди выпускников детских домов и интернатов – примерно 10% из них кончают жизнь самоубийством. Это связано с жизненными трудностями, неподготовленностью к миру вне стен детского дома и интерната. Отсутствием жизненного опыта в решении проблем, поддержки близких, чувством одиночества и т.д.
Причинами суицида среди школьников могут являться школьные проблемы, связанные с перегрузкой, неуспеваемостью, конфликтами с учителями или сверстниками. Конфликтные отношения с родителями и систематическое избиение за различные провинности. Эмоциональная холодность со стороны родителей, когда ребенок чувствует себя отверженным, одиноким, когда создается пустота в душе, глубокая тоска. Высокие требования родителей к своему ребенку, которые он не может выполнить, могут привести к суицидальным попыткам. Хотя эти попытки могут носить и демонстративный характер. Ребенок старается свести счеты с жизнью тогда, когда он предполагает, что ему смогут сохранить жизнь. Он совершает самоубийство, когда должны прийти взрослые, чтобы те могли его спасти. Совершение суицида на глазах окружающих и т.д.
К другим причинам самоубийства среди подростков может подтолкнуть:
- Нежелательная беременность.
- Изнасилование.
- Унижение и позор со стороны одноклассников, травля со стороны одноклассников.
- Нетрадиционная ориентация: гомосексуализм. Подростки обоего пола. Подростки сильно переживают, когда от них отворачиваются сверстники и родители.
- Психические заболевания, среди которых можно отметить: депрессию, шизофрению, анорексию.
- Отдельным пунктом Старшенбаум Г.В. выделил дисморфофобию или дисморфоманию в подростковом и юношеском возрасте (сильная неудовлетворенность своей внешностью). Дисморфофобия проявляется в виде глубокой озабоченности мнимыми или незначительными недостатками своей внешности или запахами тела, якобы отталкивающих окружающих. Больные чаще всего переживают из-за своих морщин, пятен и волос на коже, величины носа, ширины бедер, размера ступни и т.д. По данным американских исследователей 30% людей с такими расстройствами самоизолировались от внешнего мира, 17% предприняли попытки самоубийства.
Характерные черты личности суицидента
К индивидуальным психологическим особенностям потенциальных самоубийц можно отнести следующие качества:
· Ранимость
· Инфантильность
· Застенчивость
· Робость
· Импульсивность
· Впечатлительность
· Склонность к самоанализу
· Склонность к сомнениям
· Неустойчивость эмоциональной сферы
· Неустойчивость настроения
· Неуверенность в себе
· Зависимость от окружающих
· Склонность к депрессивным расстройствам
· Неадекватная самооценка
· Неспособность адекватно перерабатывать конфликты в межличностной сфере.
Признаки суицидального риска
Крукович, также как и другие авторы, подчеркивает, что индикаторами суицидального риска является следующее факторы:
1. Злоупотребление алкоголем и психоактивных веществ;
2. Уход из дома;
3. Самоизоляция от других людей и жизни;
4. Резкое снижение повседневной активности;
5. Изменение привычек, например несоблюдение личной гигиены, ухода за внешностью;
6. Предпочтение тем разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийствами;
7. Наличие суицидальных мыслей, намерений, планов. (например, "Хорошо бы заснуть и не проснуться").
8. "Туннельное видение" - неспособность увидеть другие варианты разрешения проблемы, кроме самоубийства.
9. Частое прослушивание траурной или печальной музыки.
10. "Приведение в порядок" (оформление завещания, урегулирование конфликтов, письма к родственникам и друзьям, раздаривание личных вещей).
В других случаях, наоборот, больной пытается сознательно со всеми своими знакомыми и близкими рассориться, формируя искусственную самоизоляцию. От акта суицида могут удержать престарелые родители, которых не с кем оставить.
Суицидальный риск при депрессии
Самой частой причиной самоубийств в психиатрической практике считают тяжелые депрессивные состояния. Депрессивное настроение: безразличие к своей жизни, подавленность, безнадежность, беспомощность, отчаяние. У этих больных специфический голос, взгляд.
От общего количества совершивших самоубийств 60% приходится на больных депрессией. Среди них в 2-4 раза больше мужчин, чем женщин.
При эндогенной депрессии суицидальные тенденции обнаруживаются у каждого второго больного, а суицидальные попытки у каждого четвертого. Самоубийство является причиной смерти 20% депрессивных больных. Наивысший уровень завершенных суицидов наблюдается в возрастном интервале 35-49 лет.
В 65% случаев формированию суицидального поведения предшествует гибель близких людей, конфликты в семье, разрыв с близким человеком, ребенок-инвалид. Суицидальные попытки чаще совершаются при тревожно-тоскливом аффекте. Мучительная бессонница, которая наряду с нарастанием депрессивной симптоматики в ранние утренние часы, является частой причиной самоубийств в предрассветные часы. Особенно опасны в плане суицида первые 5 лет заболевания.
Для оценки депрессивного состояния используют психометрическую шкалу Бека. Тестирование можно проводить в групповом и индивидуальном вариантах. Результаты опросника высоко коррелируют с личностной и ситуативной тревожностью и алекситимией.
Причины депрессии
Психоаналитики выделяют такие характерные для депрессии личностные защиты, как вытеснение ненависти и проекция ее («меня не любят»). З. Фрейд и К.Абрахам связали развитие депрессии с испытанными в детстве переживаниями по поводу появления в семье второго ребенка и ранними утратами. У людей, которые испытали в детстве недостаточную или чрезмерную родительскую любовь, выявляется особая предрасположенность к депрессии. Оба этих типа людей могут посвящать свою жизнь тому, чтобы заслуживать любовь или одобрение окружающих.
Человек, находящийся в состоянии депрессии: испытывает тоску, находится в состоянии подавленности и безнадежности, тревоги, страха или апатии, безрадостности, скуки. Сильно развито чувство вины, стыда и позора. Практически все больные с депрессией переживают чувство бессмысленности жизни, ждут приближения ее конца.
Важно знать, что за больной с депрессией должен находиться под наблюдением весь период, пока у него отмечается тоскливое настроение. Особенно в утренние часы, когда депрессия наиболее тяжела. По мнению психиатров, родственникам больного не следует отмахиваться от слов больного, когда он говорит о самоубийстве, даже если он это говорит шутливым тоном.
Общие психологические особенности, характеризующие суицидальное поведение:
· Эгоцентризм
· Аутоагрессия
· Пессимистическая личностная установка на перспективы выхода из кризиса
· Паронояльность.
Рекомендации для уменьшения депрессивного состояния
Для улучшения настроения рекомендуется больше двигаться, увеличить продолжительность сна, перед сном принять теплый душ, но не вытирать кожу насухо.
Для лечения сезонной депрессии эффективна фототерапия (пребывание в солярии). Зимой совершать лыжные прогулки.
В интерьере квартиры желательно использовать светлые обои и мебель. В настоящее время у некоторых людей есть тенденция к использованию темных тонов в квартире. Ряд дизайнеров предлагают использовать черный кафель в ванной комнате. Интерьер квартиры состоит из черных красок. Вроде бы стильно, современно, но через некоторое время у человека может возникнуть нервное истощение. Кроме этого депрессивные больные часто не открывают шторы в своей квартире. И человек постоянно находится в полумрачной квартире, куда не проникает солнечный свет.
Депрессивным больным рекомендуется фотографировать облака, особенно в солнечную погоду. Находиться на природе.
Для работы с депрессивным состоянием хорошо подойдет метод "Арт-терапия": изотерапия (творческое выражение через рисование), лепка, фототерапия (фотографирование и создание коллажей), для женщин это может быть вышивка, вязание, шитье.
Хорошо помогает занятие спортом, плавание, бег, пешая прогулка, занятие любимым делом, прослушивание любимых музыкальных произведений.
Хорошо помогает ведение дневников, где надо отражать, что хорошего произошло в течении дня, какие встречи были за день.
Самое главное человеку надо дать сильный толчок к жизни. Поговорить о смысле жизни, о планах на будущее, на день, месяц, год. Выяснить ради чего или кого человек готов жить, что может стать катализатором продвижения к будущему, независимо от возраста человека.
Ресурсы
Ресурсы пациента – это те сильные стороны человека, которые служат основой его жизнестойкости и увеличивают вероятность преодолеть кризис с позитивным балансом.
Внутренние ресурсы
· инстинкт самосохранения;
· интеллект;
· социальный опыт;
· коммуникативный потенциал;
· позитивный опыт решения проблем.
Внешние ресурсы
· поддержка семьи и друзей;
· стабильная работа;
· приверженность религии;
· устойчивое материальное положение;
· медицинская помощь;
· индивидуальная психотерапевтическая программа.
Помощь при потенциальном суициде
Цель терапии – разрешить проблемы, обусловливающие суицид, а не стремиться к предотвращению суицида любой ценой. Найти выход из тупика.
Психотерапия, проводимая с суицидентом, ставит своей целью показать множество возможностей, расширить видение мира. По мнению немецких психиатров, примерно у 70% лиц, совершивших однократную суицидальную попытку, удается добиться формирования новых жизненных целей. У 30% попытки самоубийства повторяются, из них половина со смертельным исходом.
Первый важный терапевтический шаг – попытка установить контакт с пациентом. Первый вопрос мог бы звучать так: «Что заставило Вас отчаяться, что Вы решили, что больше не стоит жить?»
Первая помощь при суицидальной опасности - задавать человеку вопросы о самоубийстве, не избегать этой темы. Проявить интерес, в тоже время не осуждать и не пытаться переубедить собеседника. В ходе беседы необходимо выявить проблемную ситуацию, выразить свою заинтересованность личностью и судьбой собеседника, симпатию к нему.
Выяснить, есть ли суицидальный план, место и время исполнения, средства для исполнения плана.
Какие суицидальные мысли и попытки были в прошлом. Какова самооценка вероятности своего суицида.
Постараться выяснить, что явилось причиной и условием формирования суицидальных намерений.
Постараться побудить человека выразить свои чувства, связанные с проблемой.
Уточнить, рассказывал ли раньше человек кому-либо о том, что он говорит сейчас.
С человеком, готовому к суицидальным попыткам, должен вести разговор психотерапевт или психиатр, психолог-консультант. В некоторых случаях рекомендуется госпитализация в психиатрическое отделение с дальнейшим прохождением медикаментозного лечения. Иногда работа с такими больными может проходить в течении одного года.
При работе с такими больными возможно использование методов арт-терапии, сказкотерапии, библиотерапии, песочной терапии, метода позитивной психотерапии. В работе можно использовать авторские метафоры и притчи. Хорошо зарекомендовала себя аутогенная тренировка и другие методы. Важно показать человеку, что даже из самой тяжелой ситуации можно найти выход. Расширить видение человека, показать варианты выхода из сложившейся ситуации.
Постараться сформировать цели на ближайшее будущее, может сначала на несколько дней, затем месяцев, год. Пробудить человека к жизни. Переосмыслить свою жизнь, найти новый смысл жизни.
Лечение подростков проводится в виде бесед. Для детей в большинстве случаев используют игровую терапию, арт-терапию, ресурсные трансы. Занятия могут проходить как индивидуально, так и в виде групповых тренингов. Группа может быть до 8-10 человек. Продолжительность занятий от одного до двух часов с частотой один или два раза в неделю.
Приложение 1
Суицидологическая диагностика
(Опросник Б.Любан-Плоцца с соавторами)
1. Приходилось ли Вам в последнее время думать о самоубийстве?
2. Если да, то часто ли?
3. Возникали ли такие мысли невольно?
4. Есть ли у вас конкретное представление о том, как бы вы предпочли лишить себя жизни?
5. Начинали ли вы подготовку к этому?
6. Говорили ли вы уже кому-нибудь о своих суицидальных намерениях?
7. Пытались ли вы уже когда-нибудь лишать себя жизни?
8. Был ли в вашей семье или кругу друзей и знакомых случай самоубийства?
9. Считаете ли вы свою ситуацию безнадежной?
10. Трудно ли вам отвлечься от своих проблем?
11. Уменьшилось ли в последнее время ваше общение с родными, друзьями, знакомыми?
12. Сохраняется ли у Вас интерес к тому, что происходит в вашей профессии и окружении? Остался ли еще интерес к вашим увлечениям?
13. Есть ли у вас кто-то, с кем вы могли бы открыто и доверительно говорить о своих проблемах?
14. Живете ли вы со своей семьей или знакомыми?
15. Сохраняются ли у вас сильные эмоциональные связи с семьей или профессиональными обязанностями?
16. Чувствуете ли вы свою устойчивую принадлежность какому-то религиозному или иному мировоззренческому сообществу?
Библиография
Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия: Учебник. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2009. – 832 с.
Логинова О.И. Суицид. Электронный ресурс: http://olga2901l.narod.ru/Izmena_1.html
Малкина-Пых И.Г. Психосоматика. - М.: Эксмо, 2008. - 1024 с.
Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. - М.: Эксмо, 2010. - 928 с.
Платонов Ю.П. Социальная психология поведения. - СПб.: Питер, 2006. - 464 с.
Старшенбаум Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия. М.: «Когито-Центр», 2005. – 375 с.
Синягина Ю.В., Синягина Н.Ю. Детский суицид: психологический взгляд. – СПб.: КАРО. 2006. – 176 с.
Психиатрия, психосоматика, психотерапия / К.П. Кискер, Г. Фрйбергер, Г.К. Розе, Э. Вульф. М.: Алетейа, 1999. – 504 с.
Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. - СПб.: Речь, 2007. - 256 с.
Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. - М.: Институт позитивной психотерапии, 2006. - 464 с.
2016-2023 © Логинова О.И. Психологическая помощь в Москве
® Все права защищены. Частичное воспроизведение материалов сайта
допускается только при указании имени и фамилии автора статьи.
Гиперссылка на сайт www.loginova-olga.ru обязательна.
Я приобрела обе колоды карт и книгу Арт-Терапия. Посылка добралась до Англии в отличном состоянии и достаточно быстро. Все было очень аккуратно упаковано. Испытала полнейший восторг от качества книг, от карт и их разнообразия. А самое главное, что вся информация четко, доступно и грамотно изложена. Я не психолог, но мне все предельно понятно и я не могу дождаться, когда смогу помочь своим родным и близким с помощью этих замечательных карт. Мне кажется, что эти карты должны быть в "аптечке" у каждого в доме, для изцеления/проработки ментальных недугов и т.п. Огромная благодарность Вам, уважаемая Ольга Иосифовна, за ваш труд ! Желаю Вам всех благ
Приобрела сегодня книгу Арт-терапия:Терапевтический рисунок» и Метафорические фотокарты в семейном консультировании. Посчастливилось лично пообщаться с автором, получила много полезной информации по использованию карт и примеры - из первых уст! Качество изданий очень высокое - и бумага, и иллюстрации цветные, содержание прекрасно структурировано и легко для восприятия. При первом взгляде хочется сразу сесть и читать запоем. Содержание практическое, бери - и работай! Показания к работе, материалы, техники индивидуальной и групповой работы, работа с кризисными состояниями и актуальными проблемами, ответы на вопросы (👍), случаи из практики с разбором, психосоматика, связи цвета и эмоциональных состояний. К картам приложены методические рекомендации с показаниями к применению, алгоритмом работы, метафорические истории для использования в работе и рекомендации специалистам.
Книга по арт-терапии пришла быстро, это очень приятно. Ещё приятнее то, что книга качественная. Много полезной и уникальной информации. Спасибо большое автору!
Была на двухдневном тренинге «Арттерапия в исцелении душевных ран», у Логиновой Ольги Иосифовны . Тренинг очень понравился. Было интересно, динамично, познавательно. Попробовали много техник : рисование двумя руками, рисование левой рукой, линия жизни, эмоция и цвет, значимые события в моей жизни... Рисовали гуашью, карандашами, акварелью, акрилом, пастелью. Хочу поблагодарить Ольгу Иосифовну , за море позитива и , за новый опыт! Спасибо и удачи вам !
Участвовала в рамках Псифеста (г. Москва) на мастер-классе у Ольги Иосифовны по ее колодам МАК. Понравилось, так как автор провела его на высоком уровне профессионализма, оптимистичности и системности. Хочу пожелать успехов и вдохновения! Всех благ!
Использую фотокарты в работе с подростками и их родителями. Хочу отметить преимущество нового набора "Волшебный мир ассоциаций". Карты достаточно просты для восприятия подростками, но при этом содержательны, тематика карт подобрана таким образом, что подростки делают выбор ассоциаций не только на основе актуальных переживаний, но и находят ресурсные изображения. Что удивительно, девочка-подросток 14 лет, с диагнозом депрессия, суицидальной попыткой в анамнезе, работая с картами выбрала отдельную категорию амбивалентых ("противоречивых") изображений и сделала вывод о том, что "и в жизни так, каждую ситуацию можно воспринимать по разному". Напомню коллегам, что при подобных нарушениях это одна из мишеней психотерапии: формировать навык альтернативных интерпретаций ситуаций.
Хочется несколько слов сказать о первом наборе для семейного консультирования, с которым я работаю достаточно давно. Эти карты очень хороши в диадной работе Мама-Подросток, Мать-Отец, а также в консультировании семьи с подростком.
Спасибо Ольге Иосифовне за такой качественный методический материал!