Статьи по психологии
Логинова О.И.
ФОТОТЕРАПИЯ В ПСИХОЛОГИИ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОТОГРАФИЙ И МЕТАФОРИЧЕСКИХ КАРТ
Арт-терапия
Метод "Фототерапия" в психологии является одним из направлений арт-терапии.
Фототерапией называют лечебно-коррекционное применение фотографии, ее использование для решения психологических проблем.
Метод фототерапии используется в психологическом консультировании при работе со страхами, депрессии, при психосоматических заболеваниях, при работе с горем, в семейном консультировании, при нарушении пищевого поведения (анорексия или булимия), а также при работе с лишним весом. Многие фотографии для человека могут быть очень ресурсными. Это прежде всего память о родных, друзьях, своей жизни - ее периодах, важных вехах, начиная с рождения человека. Ведь не зря при длительной разлуке люди берут с собой и хранят у себя фотографии самых близких людей.
Использование фотографий в психологическом консультировании позволяет психотерапевту помочь человеку, который пришел со своей проблемой:
- снизить тревожность, страхи;
- повысить уверенность в себе;
- увидеть свою уникальность;
- улучшить взаимоотношения между членами семьи;
- осознать и переосмыслить жизненные события.
При психологическом консультировании используются фотографии, которые приносит сам человек. Подбор фотографий в психологическом ключе могут быть совершенно разной тематики: «Моя семья»; «Семейные праздники»; «Наши дети»; «Я и мои друзья»; «Я и моя работа»; "Моя проблема и ее решение"; «Мои страхи»; "Мое здоровье"; "Ресурсы"; "Красивое и некрасивое", "Женское и мужское начало".
В психологическом консультировании подойдут метафорические карты Логиновой О.И. "Метафорические фотокарты в семейном консультировании". В набор входит практическое руководство "Как преодолеть семейные кризисы" и 120 ассоциативных фотографий с различными символическими образами, а также метафорические карты Логинова О.И. Волшебный мир ассоциаций (110 карт и руководство).
Как правило, у любого человека будут свои ассоциации. Каждый увидит что-то свое, непременно связанное со своей актуальной проблемой. Выбранные образы чаще всего являются отражением душевного состояния человека на данный момент времени.
Существуют и другие ассоциативные карты (рисованные и фотографии) как зарубежных так и российских авторов, которые используются в психологическом консультировании. При работе с детьми чаще всего используются ассоциативные карты со сказочными героями, архетипами. Однако в данной статье не проводится анализ различных метафорических карт, используемых в психотерапии.
Метод фототерапии используется как в работе с детьми, подростками, так и в работе со взрослыми. Рассматривая свои фотографии и обсуждая их с психологом, человек может испытывать те же чувства, что и были в момент съемки. При анализе фотографий можно понять на каком жизненном этапе у человека начались те или иные изменения, которые привели к проблеме.
Анализируя фотографии человека, можно увидеть какие взаимоотношения существовали между членами семьи. Какое настроение в момент съемки было у человека. Это определяется по позе, выражению лица и обсуждается с клиентом те события, которые запечатлены на фото. Важно расспросить человека о дате съемки и соотнести это с его проблемой. Иногда бывает несоответствие того, что человек говорит и, что на самом деле изображено на фотографии. Например, человек говорит о сильных переживаниях о смерти мужа, и в то же время делает целую серию фотографий своих портретов для соцсетей, спустя 20 дней после траура. Что тоже может стать предметом обсуждения на консультации.
Анализируем задний фон съемки. Он многое может рассказать о человеке, однако предварительно выясняем кто выбирал место съемки. Как человек себя позиционирует. При групповом снимке смотрим, где становится человек, он на первом плане или всегда где-то старается встать за другими людьми, чтобы не было видно лица. Кто-то категорически не любит фотографироваться и это тоже становится предметом обсуждения в кабинете психолога.
Имея в своем архиве множество фотографий, человек для психологического консультирования выбирает только те фотографии, которые для него имеют определенное значение на данный момент времени. Хотя часто человек говорит о том, что у него не было времени выбрать фотографии. На мой взгляд в настоящее время в связи с использованием цифровых фотоаппаратов, уменьшилось количество фотографий в печатном виде. Восприятие фотографий на экране монитора и в распечатанном виде несколько различаются. Кроме того из-за переизбытка фотографий с одного события очень трудно выбрать неповторимые фотографии, которых должно быть не так уж много, чтобы не было чувства пресыщения.
При большом обилии фотографий, как ни парадоксально, у людей очень мало фотографий, где запечатлена вся семья, начиная от дедушек и бабушек и кончая внуками. Как правило есть фотографии друзей, коллег по работе, различные вечеринки, застолья, а фотографии самых близких людей, где они все вместе, отсутствуют. И, когда из жизни вдруг уходят самые близкие люди, выясняется, что фотографий с ними у человека нет.
В ходе психотерапии приходится сталкиваться с тем, что фотографий у человека нет, т.к. в порыве гнева фотографии были разорваны, или брошены в воду как самим человеком, так и близкими людьми. Чаще всего это делают мужья или жены. Особенно страдают свадебные фотографии.
Фототерапия применяется как в индивидуальном консультировании так и в групповой работе, в зависимости от поставленных целей и задач.
В ходе психологического консультирования можно создавать фотоколлаж. Данная форма используется при работе с целью. Или когда темой психологического консультирования является «Мое прошлое, настоящее и будущее», «Мое здоровье», «Карьера» и т.д. Диапазон использования метода фототерапии в психологии достаточно широк. В процессе фототерапии можно применять метод "Сказкотерапия" или метод "Песочная терапия". При песочной терапии также возможна работа с фотографиями как самого клиента, так и с вырезками цветных фотографий из различных журналов для работы с будущим, своими целями.
Одной из форм работы в процессе консультирования является фотографирование сюжетов на заданную или свободную тему самим клиентом или участниками группы.
Под наблюдением взрослых и психолога фотографировать могут дети, начиная с 4-6 лет. С детьми можно использовать слайд-шоу на различные темы в зависимости от запроса.
Основная задача фототерапии - посмотреть на ситуацию под другим углом зрения. Показать человеку, что тот или иной выбор в жизни делался в соответствии с знаниями и возможностями именно на тот период жизни. Сейчас другой опыт и другие возможности, которые позволяют принять новые решения, способствующие улучшению жизненной ситуации.
На мой взгляд одним из условий успешного взаимодействия между клиентом и психологом является умение практического психолога владеть процессом фотосъемки и любить фотографировать людей, природу, окружающий мир. С уважением относиться к тем фотографиям, которые приносит человек на психологическое консультирование, используя свои профессиональные навыки и жизненный опыт, в полном объеме оказывать психологическую помощь в случае трудной жизненной ситуации.
2016-2023 © Логинова О.И. Психологическая помощь в Москве
® Все права защищены. Частичное воспроизведение материалов сайта
допускается только при указании имени и фамилии автора статьи.
Гиперссылка на сайт www.loginova-olga.ru обязательна.
Я приобрела обе колоды карт и книгу Арт-Терапия. Посылка добралась до Англии в отличном состоянии и достаточно быстро. Все было очень аккуратно упаковано. Испытала полнейший восторг от качества книг, от карт и их разнообразия. А самое главное, что вся информация четко, доступно и грамотно изложена. Я не психолог, но мне все предельно понятно и я не могу дождаться, когда смогу помочь своим родным и близким с помощью этих замечательных карт. Мне кажется, что эти карты должны быть в "аптечке" у каждого в доме, для изцеления/проработки ментальных недугов и т.п. Огромная благодарность Вам, уважаемая Ольга Иосифовна, за ваш труд ! Желаю Вам всех благ
Приобрела сегодня книгу Арт-терапия:Терапевтический рисунок» и Метафорические фотокарты в семейном консультировании. Посчастливилось лично пообщаться с автором, получила много полезной информации по использованию карт и примеры - из первых уст! Качество изданий очень высокое - и бумага, и иллюстрации цветные, содержание прекрасно структурировано и легко для восприятия. При первом взгляде хочется сразу сесть и читать запоем. Содержание практическое, бери - и работай! Показания к работе, материалы, техники индивидуальной и групповой работы, работа с кризисными состояниями и актуальными проблемами, ответы на вопросы (👍), случаи из практики с разбором, психосоматика, связи цвета и эмоциональных состояний. К картам приложены методические рекомендации с показаниями к применению, алгоритмом работы, метафорические истории для использования в работе и рекомендации специалистам.
Книга по арт-терапии пришла быстро, это очень приятно. Ещё приятнее то, что книга качественная. Много полезной и уникальной информации. Спасибо большое автору!
Была на двухдневном тренинге «Арттерапия в исцелении душевных ран», у Логиновой Ольги Иосифовны . Тренинг очень понравился. Было интересно, динамично, познавательно. Попробовали много техник : рисование двумя руками, рисование левой рукой, линия жизни, эмоция и цвет, значимые события в моей жизни... Рисовали гуашью, карандашами, акварелью, акрилом, пастелью. Хочу поблагодарить Ольгу Иосифовну , за море позитива и , за новый опыт! Спасибо и удачи вам !
Участвовала в рамках Псифеста (г. Москва) на мастер-классе у Ольги Иосифовны по ее колодам МАК. Понравилось, так как автор провела его на высоком уровне профессионализма, оптимистичности и системности. Хочу пожелать успехов и вдохновения! Всех благ!
Использую фотокарты в работе с подростками и их родителями. Хочу отметить преимущество нового набора "Волшебный мир ассоциаций". Карты достаточно просты для восприятия подростками, но при этом содержательны, тематика карт подобрана таким образом, что подростки делают выбор ассоциаций не только на основе актуальных переживаний, но и находят ресурсные изображения. Что удивительно, девочка-подросток 14 лет, с диагнозом депрессия, суицидальной попыткой в анамнезе, работая с картами выбрала отдельную категорию амбивалентых ("противоречивых") изображений и сделала вывод о том, что "и в жизни так, каждую ситуацию можно воспринимать по разному". Напомню коллегам, что при подобных нарушениях это одна из мишеней психотерапии: формировать навык альтернативных интерпретаций ситуаций.
Хочется несколько слов сказать о первом наборе для семейного консультирования, с которым я работаю достаточно давно. Эти карты очень хороши в диадной работе Мама-Подросток, Мать-Отец, а также в консультировании семьи с подростком.
Спасибо Ольге Иосифовне за такой качественный методический материал!