Статьи по психологии
Логинова О.И.
БЕЗДЕТНЫЙ БРАК
В статье "Бездетный брак" рассматриваются психологические и физиологические проблемы бесплодия с точки зрения российских и зарубежных авторов. Частые причины, из-за которых бездетные супруги не могут иметь детей. Эта статья будет интересна прежде всего бездетным парам и психологам.
Самые некорректные вопросы семейной паре: "А когда у вас будет ребенок?
А почему у вас до сих пор нет детей? А кто из вас не может иметь детей?"
Эти и другие аналогичные вопросы со стороны друзей и родственников, как нож по сердцу ранит бездетную семью. В любом случае бездетная семья надеется родить своего ребенка и рано или поздно эта мечта сбывается, иногда даже через 10 лет. И если этому все же не суждено сбыться всегда можно взять из детского дома себе малыша, которого можно воспитать и любить как своего.
ВВЕДЕНИЕ
Одной из серьезных проблем у супружеской пары является невозможность иметь детей.
Отсутствие детей в браке вызвано разными причинами. В одних случаях семья сознательно не хочет иметь детей. В других семья хочет иметь детей, но не может.
Причины могут быть разные: как социального характера, например, отсутствие своей жилплощади, финансовые трудности, карьерный рост, учеба в институте, так и психологического характера. К ним можно отнести неготовность супругов стать родителями и нести ответственность за новую жизнь, страх женщины перед беременностью.
В других случаях супруги хотят иметь детей, но из-за болезни одного из партнеров или сексуальных дисфункций, семья не способна иметь детей.
Достаточно часто при невозможности иметь ребенка отношения между супругами постепенно начинают ухудшаться, что нередко приводит к распаду семьи.
При этом нередко у одного из супругов, у которого выявлено бесплодие, возникает чувство вины и снижение собственной самооценки. У другого супруга может возникнуть чувство гнева. Супруги могут испытывать разочарование, безнадежность, тревогу, дистресс. Начинаются взаимные обвинения, возникают психосексуальные расстройства, учащаются семейные конфликты. Особенно это остро проявляется, если один из супругов вступил в брак с определенной целью - иметь ребенка или с помощью ребенка укрепить семью.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗДЕТНЫХ ПАР
1.1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ БЕСПЛОДИЯ
Бесплодие – это неспособность иметь потомство [2].
Диагноз «бесплодие», по определению Грубяковой Ю.В. [2], ставится врачом в том случае, если усилия забеременеть в течение 2 лет постоянной половой жизни остаются безуспешными. Если многократные попытки у женщины заканчиваются выкидышами, это также принято считать симптомом бесплодия. Бесплодными могут быть как женщины, так и мужчины. Бесплодие [8], по последним данным, встречается у 8 % пар, оно серьезно влияет на мужчину и женщину, вызывает депрессию, тревогу, снижает самооценку, повышает вину и стыд (больше проявляется у женщин), негативно влияет на супружеские отношения, в особенности на сексуальные. Бесплодие приводит к переосмыслению жизненных планов и социальных ролей.
С другой стороны, пишет К. Хорни [21], мы наблюдаем тенденцию приписывать психогенным факторам слишком большое значение. Сторонники этой точки зрения склонны видеть в них основной источник не только более или менее очевидных функциональных расстройств, таких как мнимая беременность, вагинизм, фригидность, менструальные расстройства; помимо этого они заявляют, что есть основания признать психологическое влияние источником таких болезней и нарушений, как преждевременные или запоздалые роды, бесплодие и т.д.
Увеличивается число поздних браков и, соответственно, поздних, чреватых последствиями для жизни детей, рождений (после 35-летнего возраста хотя бы одного из супругов, вероятность отклонений ребенка резко возрастает).
По данным ВОЗ [1] причиной бесплодного брака в 40-50% случаев является патология репродуктивной системы в равной степени, как мужчины, так и женщины, а в 5-10% - патология выявляется у обоих супругов.
Бюллетень Всемирной организации здравоохранения
Выпуск 88, номер 12, декабрь 2010 г.
Weiyuan Cui пишет в статье «Стать матерью во что бы то ни стало: муки бесплодия», что многие бесплодные женщины из развивающихся стран считают, что без детей их жизнь будет безнадежной [33].
Женщины в Уганде не принимаются обществом, если у них нет детей.
Д-р Sheryl Vanderpoel, Департамент по репродуктивному здоровью и научным исследованиям, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), обращает внимание на то, что "Внематочная беременность может приводить к бесплодию, но наиболее распространенные причины включают непроходимость маточных труб в результате инфекций репродуктивных органов, которые часто передаются половым путем, послеродовые осложнения или небезопасный аборт".
От бесплодия страдает целых 15% всех пар репродуктивного возраста в мире. Демографические исследования ВОЗ, проведенные в 2004 году, показали, что в Африке к югу от Сахары более 30% женщин в возрасте 25-49 лет страдают от вторичного бесплодия – неспособности забеременеть после первой беременности.
¨Примерно в 50% случаев причиной неспособности пары к репродукции является мужское бесплодие, социальное бремя "непропорционально ложится на женщин", – считает д-р Mahmoud Fathalla, бывший директор Специальной программы по научным исследованиям, развитию и подготовке специалистов в области исследований репродукции человека, базирующейся в ВОЗ. "Когда пара не способна к репродукции, мужчина может развестись со своей женой или привести другую жену, если их культура позволяет полигамию", – говорит он.
Vanderpoel считает, что "в некоторых странах стигматизация может достигать крайней степени, когда бесплодные люди рассматриваются как бремя для социально-экономического благополучия сообщества. Стигматизация распространяется на других членов семьи, включая братьев и сестер, родителей мужа и жены, которые глубоко опечалены тем, что их семья не будет иметь продолжения и не внесет свой вклад в их сообщество. Это усугубляет вину и позор, которые испытывает бесплодный человек", – говорит она.
Социальная стигматиза́ция (от греч. στíγμα — «ярлык, клеймо») — клеймение, нанесение стигмы. В отличие от слова клеймение, слово стигматизация может обозначать навешивание социальных ярлыков. В этом смысле стигматизация — ассоциация какого-либо качества (как правило, отрицательного) с конкретным человеком или группой людей, хотя эта связь отсутствует или не доказана. Стигматизация является составной частью многих стереотипов.
Согласно Э. Гоффману, стигматизация в социальном смысле означает тип отношений между постыдным социальным качеством и стереотипом — ожидаемым отношением к нему, задающий неспособность к полноценной социальной жизни из-за лишения права на общественное признание [34].
Rita Sembuya, основатель Центра Джойс по лечению бесплодия в Уганде, говорит, что чувство безысходности и мучительную боль испытывают все женщины, которые приходят в ее центр. "По требованиям нашей культуры, для того чтобы быть принятой обществом, женщина должна иметь, по меньшей мере, одного биологического ребенка, – говорит Sembuya. – Почти все африканские культуры придают особое значение женщинам, рожающим детей, … брак без детей рассматривается как несостоятельность двух людей".
Уганда является одной из стран "африканского пояса бесплодия". В этом регионе наблюдается феномен "бесплодия среди множества", означающий, что бесплодие зачастую наиболее распространено там, где показатели рождаемости также высоки.
Полностью со статьей «Стать матерью во что бы то ни стало: муки бесплодия» вы можете ознакомиться на портале Всемирной Организации Здравоохранения.
Сознательно бездетный брак и вынужденный бездетный брак
Бездетной считается семья, когда супруги на протяжении 8-10 лет не имеют детей.
Л. Б. Шнейдер [14] разделяет бездетный брак на два типа:
1. Сознательно бездетный брак;
2. Вынужденный бездетный брак.
Сознательно бездетный брак
Сознательно бездетный брак, по определению Л. Б. Шнейдер [14] - это, когда здоровые молодые люди могут, но не хотят иметь детей. Современный брак все больше ориентируется на удовлетворение потребностей в интимном и неформальном общении.
С точки зрения Л. Б. Шнейдер [14], следует отличать потребность самогочеловека в детях, и внутрисемейную (совместную – мужа и жены) потребность в детях.
Исследователями негативной мотивации [1] (ориентированной против детей) было выявлено, что среди причин, мешающих рождению первенца актуальными являются только четыре: у женщин – желание пожить «для себя» и несложившиеся отношения с мужем. Мужчины же говорят, что «не успели», или объясняют отсутствие детей материальными затруднениями. Вдобавок к перечисленному могут присовокупляться физиологические причины (не наступает беременность, плохое состояние здоровья). Еще один, одинаково употребляемый мужчинами и женщинами мотив, - неудовлетворительные жилищные условия – причина, которая, оказалась сопряженной с общей неудовлетворенностью браком.
Р. Ричардсон утверждает (цит. по [1]): «Когда единственные дети образуют супружескую пару, они нередко решают не иметь детей.
Авторы по семейной психологии: Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. считают [15], что существует несколько мотивов, которыми руководствуются мужчины и женщина, сознательно принимая решение зачать ребенка, но лишь один из них является основным. Причем мотивы женщины и мужчины могут быть разными. Существуют конструктивные мотивы, способствующие укреплению семьи, личностному росту супругов, благополучному рождению и развитию ребенка, и деструктивные, приводящие к обратным результатам.
В случае отказа от детей, пишет Шнейдер Л.Б. [14], семейная пара демонстрирует не свою ограниченную потребность в детях, а свое стремление удовлетворить какие-то иные социально-психологические потребности.
Кроме того, рождение ребенка – это акт принятия родителями (отцом и матерью совместно) всей ответственности за его судьбу. Не всякая современная супружеская пара берет на себя эту ответственность. Не всякая супружеская пара (муж и жена) психологически готова к рождению и воспитанию детей.
Философия бездетных семей, по мнению Л.Б. Шнейдер [14], базируется на такой аргументации:
- дети мешают супружеским отношениям;
- дети мешают социальной активности.
В тоже время такие бездетные семьи, особенно женщины, испытывают осуждение со стороны окружающих, когда им говорят, что без детей нельзя.
Вынужденный бездетный брак
Вынужденный бездетный брак, с точки зрения Шнейдер Л.Б. [14], связан с плохим здоровьем одного из супругов, бесплодием, невынашиванием, травмами и т.п.
Одной из причин женского и мужского бесплодия, является стресс.
О. Линева и В. Павлов [25], ссылаясь на определение ВОЗ, пишут, «бесплодным считается брак, в котором, несмотря на регулярную половую жизнь без применения противозачаточных средств, у жены не возникает беременность в течение года при условии, что супруги находятся в детородном возрасте».
Грубякова Ю.В. утверждает [2], что специалисты могут диагностировать 23 причины бесплодия у женщин и более 15 – у мужчин. По ее мнению практически у каждой 2-й супружеской пары причин, препятствующих зачатию, несколько. Одной из причин бесплодия является психологический фактор.
Т. Поздеева [24] считает, что психологическое бесплодие – это своего рода защита на какой-либо негативный фактор. В этом плане выделяют три группы бесплодных женщин.
В первой – психологическое бесплодие может пройти при обследовании, когда женщина убеждается, что она здорова и способна иметь детей.
У второй группы бесплодие вызвано какими-то социальными факторами. Например, у пары нет своего жилья. Или один из супругов увлечен карьерой. Эта мотивация перебивает стремление к зачатию.
Третья группа – к бездетности приводят глубокие психологические травмы детства. Сюда можно отнести и изнасилование, и то, что женщина появилась в результате нежелательной беременности.
Автор прослеживает связь между нежелательной беременностью матери с психологическим бесплодием ее дочери в детородный период. У нежеланного ребенка, по ее мнению, идет скрытая или явная агрессия по отношению к своей матери. Такой малыш рождается с чувством ненужности и вины. Еще внутриутробно он чувствовал, что его не хотят и не любят.
Пережитые негативные эмоции девочка впоследствии переносит на себя, боится рожать, потому что может также ненавидеть своих детей.
Грейс Крайг и Дон Бокум [17] пишут, что в США около 50% беременностей являются незапланированными. Весть о беременности часто воспринимается не с радостью, а с ужасом, так как она происходит в неудобное время. Это связано с прерыванием работы, карьеры, учебы, приятного времяпрепровождения и вызывает стесненность в материальных средствах. Иногда будущая мать представляет своего ребенка физически ненормальным, ослабленным или ужасного, или такого, который однажды принесет сильнейшие огорчения и вред всей семье. Так же иногда думают будущие отцы.
Грубякова Ю.В. [2] считает, что для выяснения причин бесплодия имеют важное значение сведения о характере половой функции (наличие либидо, оргазма и т.д.). В настоящее время нет единого мнения о роли сексуальной жизни в возникновении женского бесплодия. Известно, что беременность может наступать и у фригидных женщин. Однако если рассматривать либидо и особенно оргазм как пусковой механизм для активации системы репродукции, то можно предположить, что их изменение может быть причиной бесплодия.
Франц Александер утверждал [31], что фригидность в отличии от импотенции не является препятствием к репродуктивной функции. У женщины может быть любая форма и степень фригидности и в то же время многие женщины имеют детей и становятся хорошими матерями, ни разу не испытав оргазма. Однако фригидность и импотенция, если это обусловлено эмоциональными факторами, может корректироваться с помощью гипнотерапии. При этом используется гипноанализ.
По исследованиям, проводимыми Карен Хорни [21], некоторые женщины страдают фригидностью, корни которой тянутся в детство и связаны с взаимоотношениями с матерью. В каждом случае фригидности к ней примешивались другие психические факторы, которые могут влиять на функциональные расстройства.
Прежде всего речь идет о страхах по поводу мастурбации, способных повлиять как на психические установки, так и на телесные процессы. Особая форма, которые они часто принимают у женщин, - это страх, что их половые органы физически повреждены мастурбацией.
Далее Хорни сообщает нам о том, что «страхи могут принимать и такую форму: повредив себя, я никогда не смогу иметь ребенка». Пациентки, которые лечились у Хорни, часто говорили, что иметь детей представляется им делом, вызывающих отвращение, и они никогда не собираются их иметь.
Для других женщин беременность представляет собой особую форму удовлетворения. Для них важно не столько идея иметь ребенка, нянчить и ласкать его, сколько идея беременности самой по себе, идея вынашивания ребенка в своем теле.
У ряда женщин существует страх умереть при родах.
Психоаналитические исследования расстройств при беременности показывают, что страх беременности или враждебные импульсы к ребенку могут действовать через подавление гормональных процессов, обеспечивающих беременность, провоцирую неосознанно аборт, в других случаях развивается рвота или нервная анорексия. Как пишет Александер Ф. даже когда беременность развивается нормально, у женщины может возникнуть паника, которая рацианализируется идеями вреда, причиняемого растущим плодом внутри тела, или страхом смерти при родах; паника может усиливаться суицидальными или агрессивными импульсами по отношению к ребенку. У женщины может развиваться фобические реакции или депрессия, или она может регрессировать к тяжелому шизофреническому психозу ("послеродовой психоз"). В некоторых случаях, как указывает Александер прерывание беременности или роды могут вести к симптоматическому выздоровлению [31].
Майерс Д. пишет [19], что в 60-х годах прошлого столетия в лабораторных условиях учеными были проведены исследования и засняты на пленку более 10000 половых «циклов» добровольцев, согласившихся участвовать в исследованиях. Вильям Мастерс и Вирджиния Джонсон в научных целях наблюдали за сокращением мышц по всему телу во время оргазма у испытуемых пар. После длительных исследований, они пришли к выводу, что возбуждение и оргазм у женщины способствует оплодотворению, помогая продвигать мужское семя в матку для получения спермы. Оргазм у женщины, следовательно, не только усиливает половой контакт, что существенно для естественного воспроизводства, но также увеличивает продвижение выделенной спермы.
Врачам давно известен тот факт, что сильные переживания способны расстраивать работу репродуктивной системы вплоть до полной ее остановки [26].
Существует такое понятие как стрессовая дисфункция яичников, психогенное бесплодие. Когда женщина, находящая в постоянном напряжении не может зачать ребенка. И не важно, с чем такое напряжение связано. Это может быть загруженность на работе и дома, переживание за близких людей. И даже огромное желание иметь ребенка, тоже может стать причиной напряжения. Осознание собственной бездетности и неполноценности само по себе является мощным стрессом для женщины. Под влиянием сильного стресса снижается подвижность маточных труб, происходят изменения в яичниках и шейке матки. Затрагиваются и высшие центры мозга, что провоцирует гормональные сдвиги, резко снижающие вероятность зачатия [26].
Психотерапевт В. Синельников [11] выдвигает свою гипотезу бесплодия. Он считает, «что если у женщины бесплодие, значит, у нее в подсознании есть такое поведение, которое уничтожает душу будущего ребенка. В подсознании у бесплодной женщины действует программа уничтожения детей».
Другой причиной бесплодия, по мнению автора, может быть сильная подсознательная агрессия, направленная против мужчин. Это может сильная обида, ревность, ненависть, презрение. Страх и сопротивление жизненному процессу, неуверенность в будущем также могут быть причиной бесплодия. Пока в подсознании отсутствует готовность к появлению ребенка, будут проблемы с оплодотворением. А иногда одной из причин является страх стать некрасивой, непривлекательной, испортить фигуру и форму груди. С точки зрения автора, как только женщина проведет переоценку ценностей, она сможет забеременеть и иметь здоровое потомство.
Причинами бесплодия является ряд факторов [27]:
1. Незрелые, чувствительные, разборчивые женщины, по-детски капризные.
2. Агрессивно-доминантные женщины, не соглашающие признавать свою женственность.
3. Матереподобные – т.е., которые чувствуют что они не способны скопировать своего мужа в детях и поэтому переносят свой материнский инстинкт на уход за ним.
4. Женщины, посвятившие свою жизнь идейным или другим эмоциональным интересам.
Е.С. Форд (цит. по [12]) после психоаналитических бесед с группой женщин, страдающих бесплодием, пришел к заключению, что ни одна из женщин, страдающая бесплодием, в действительности не хочет иметь детей. По его мнению, у всех осознанное желание забеременеть обусловлено невротическими мотивами. Кроме того, большинство из них отличается враждебным отношением к собственной матери, или же агрессивно имитирует роль мужчины.
Еще до зачатия, только при планировании деторождения семья часто нуждается в консультации психолога [9].
Желание иметь ребенка может возникать в связи с различными мотивами. Они могут быть конструктивными и деструктивными. Деструктивные мотивы могут препятствовать вынашиванию ребенка.
Как пишет Посысоев Н.Н. [32], только у 6% беременных ученые выявили зрелую мотивацию рождения ребенка. Такого рода мотивация характеризуется тем, что ребенок представляет для матери самостоятельную ценность. В остальных случаях беременность определялась другими мотивами.
Среди них можно выделить следующие мотивы:
- Беременность от любимого человека, т.е. любовь к ребенку рассматривается как продолжение любви к его отцу.
- Беременность ради соответствия социальным ожиданиям.
- Беременность ради сохранения отношений.
- Беременность как протест, например назло родителям, мужчине.
- Беременность как отказ от прошлого.
- Беременность как уход от настоящего – побег от нарастающего психического напряжения, связанного с невыносимой действительностью.
- Беременность ради собственного здоровья, чтобы не причинить вреда себе абортом.
- Самоутверждение через беременность.
По мнению Берна (цит. по [9]), «ситуация зачатия человека может сильно влиять на его судьбу». Непосредственно ситуацию зачатия он предлагал называть «зачаточной установкой». Отношение к интимной жизни мужчины и женщины отражается на их отношению к ребенку.
Проведя исследование научной литературы в области бездетного брака, можно сделать следующие выводы:
- Бездетный брак может быть вынужденным и сознательным.
- Сознательно бездетный брак как правило связан с социальными причинами или, когда супруги хотят пожить для себя.
- Вынужденный бездетный брак, является следствием ряда психологических причин или слабой мотивацией иметь детей. Чаще всего психологические причины бесплодия супругами не осознаются.
1.2. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БЕСПЛОДИЯ
С точки зрения, психотерапевта Центра планирования семьи и репродукции Татьяны Поздеевой [24], проблемы бесплодия могут быть не только психологического, но и физиологического характера.
В браке мужчины оказываются неспособны производить потомство в 40% случаях. При мужском бесплодии ситуация в семье может быть более напряженной, т.к. оно лечится значительно трудней.
С точки зрения Грубяковой Ю.В. [2], причиной мужского бесплодия бывают врожденные или приобретенные эндокринные нарушения, инфекционные заболевания, перенесенные в детстве, венерические заболевания, передающие половым путем.
Основными причинами женского бесплодия также являются самые разные нарушения в организме. Причиной первичного бесплодия чаще всего являются органические изменения половых органов, эндокринные нарушения, последствия аборта, венерические заболевания.
Вынужденный бездетный брак является сильным испытанием для обоих супругов. Многие ученые отводят стрессу как причине бесплодия 5% [14].
Семейная пара, узнав о невозможности иметь детей по медицинским показаниям, испытывает сильный шок.
Как отмечает, Эйдемиллер Э.Г. [15], бездетность для женщины, которая вышла замуж только ради того, чтобы в браке родить ребенка, а потом обнаружила, что ее супруг не может иметь детей, приведет к более катастрофическим результатам, чем для женщины, которая вышла замуж по любви.
Ученые, исследуя психологические факторы бесплодия, обратили внимание на определенный цикл переживаний.
Так, Свяцкевич И.Ю. [12], в своей диссертации пишет: «эмоциональное состояние супругов, состоящих в бесплодном браке, меняется с течением времени и проходит ряд стадий:
- удивление /шок;
- отрицание;
- гнев;
- изоляция;
- вина;
- горе /депрессия;
- принятие /адаптация.
По мнению автора работы, «подобные переживания возникают у всех, кто может столкнуться с проблемой бесплодия, хотя порядок и последовательность стадий может не сохраняться».
Такое же эмоциональное состояние характерно при смерти близкого человека или переживание утраты при разводе.
Р. Кочюнас [5], дает такую же схему эмоциональных переживаний при описании процесса скорби, используя модель Kублера Росса. Она предполагает чередования стадий:
- отрицание;
- озлобленность;
- компромисс;
- депрессия;
- адаптация.
В некоторых случаях у оставшихся в живых, присутствует чувство вины перед погибшем или умершим человеком. Такие же чувства может испытывать женщина, сделавшая аборт или потеряв ребенка при беременности.
При разводе супруги проходят те же стадии: отрицания, озлобленности, стадии переговоров, стадии адаптации.
Свяцкевич И.Ю. [12], в научной работе «Социально-психологические аспекты самовосприятия и самооценки женщин в бесплодном браке», опираясь на исследования российских и зарубежных авторов, описывает психологические последствия бесплодия.
К ним можно отнести:
- снижение самооценки, самоуважения личности;
- изменения в супружеских отношениях и удовлетворенности браком;
- изменения в сексуальной сфере;
- синдром ожидания беременности.
Бездетная пара испытывает сильные эмоциональные реакции:
- горе /депрессия;
- фрустрация;
- стыд, смущение;
- чувство вины;
- печаль;
- тревога.
У женщин возможны психологические расстройства:
- фобии;
- навязчивые мысли;
- истерическая симптоматика;
- в редких случаях – шизоидная симптоматика.
Бездетная пара после неоднократных попыток зачать ребенка, столкнувшись с рядом проблем, приходит на консультацию к психологу. Психолог выясняет проблемы семейной пары, а затем в соответствии с предъявленной проблемой, выстраивает процесс консультирования, вырабатывая вместе с семьей дальнейшие шаги для решения проблемы. Если бесплодие было связано с психологическими факторами, что привело к семейно-сексуальной дисгармонии, то следует подумать о восстановлении сексуальной гармонии и предпринять соответствующие шаги.
Снятие напряжения с помощью техник релаксаций во время сексуальных контактов, позволит супругам расслабиться и в дальнейшем появляется шанс зачать ребенка.
Если зачать ребенка невозможно по медицинским показаниям, то вместе с семейной парой следует рассмотреть несколько вариантов:
1. Корректировка жизненных целей;
2. Усыновление ребенка.
Таким образом, опираясь на исследования проводимые отечественными и зарубежными учеными, можно сделать ряд выводов:
- Одна из причин бесплодия связана с психологическими факторами, при отсутствии каких-либо физиологических заболеваниях;
- Связь бесплодия с психологическими факторами в ряде случаев супруги не видят;
- Осознание этой взаимосвязи возможно лишь при консультировании с опытным психологом-консультантом;
- Невозможность иметь детей влияет на взаимоотношения между супругами, приводящие в ряде случаях к сексуальной дисфункции, что в комплексе нередко приводит к разводу.
ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
При консультировании супружеской пары необходимо решить три основные задачи [6]:
1. Определить в чем состоит проблема;
2. Выявить состояние, которого хочет достигнуть муж и жена, и выбрать направление изменений (что делать? В каком направлении двигаться?).
3. Помочь супругам туда перебраться (как это сделать?).
4. Выяснить истинное желание женщины. Для чего она хочет родить ребенка. Хочет ли она действительно родить ребенка или ей это нужно для того, чтобы:
- удержать мужа или любимого человека в гражданском браке;
- быть такой же женщиной как и другие, которые имеют детей, потому что так принято;
- быть кому-то нужной, заботиться о ком-то;
- родить ребенка и уйти от одиночества и др.
Психологическая проблема, по мнению Т. В. Румянцевой [10], - это проявление субъективной реальности человека, отражение особенностей его внутренней картины мира, то, что вызывает беспокойство, психологический дискомфорт или страдание.
«Проблема, с точки зрения Петрушина С.В. (цит. по [10]), – это не то, что происходит с человеком, а то, как он к этому относится. Психологическая проблема заключается не в ситуации, а в способе ее восприятия человеком».
Как правило, психологическая проблема полностью не осознается клиентом и связана с каким-то неудовлетворенным (чаще запретным) желанием или с трудностями в нахождении наиболее приемлемых способов его удовлетворения.
По мнению Г.С. Абрамовой (цит. по [10]), разнообразное содержание проблемы клиент выражает таким образом:
- «Я хочу, но не могу»,
- «Я не как все»,
- «Я чувствую, но не знаю» и т.п.
Согласно образному представлению С.В. Петрушина (цит. по [10]), можно говорить о «двухслойности проблемы. Под слоями психологической проблемы подразумеваются желания, поэтому в каждой проблеме можно выделить как минимум два желания. Первое желание – «Хочу» осознается человеком, но так как человек не может его осуществить, значит можно предположить существование другого неосознаваемого желания – «Чтобы ничего не менялось». Поэтому, работая над проблемой клиента, консультант обнаруживает столкновение нескольких его желаний: «конструктивного» и отражает стремление к переменам, и «деструктивного», того, что отражает страх перед изменениями и сохраняет существующее положение вещей.
С точки зрения Е. В. Емельяновой [4], принять решение – это значит сделать выбор из нескольких возможностей. Причем выбор есть всегда. Как минимум у человека есть два варианта в каждой из трех возможностей:
1. Оставить все как есть, или что-то изменить;
2. Изменить свое поведение, привычки, взгляды, установки или изменить обстоятельства, в которых возникла проблема;
3. Если нельзя изменить обстоятельства, то можно изменить отношение к обстоятельствам, то есть принять их:
- как необходимую данность,
- как урок, который необходимо пройти,
- как катализатор внутриличностных ресурсов и возможностей,
- как нечто позитивное, которое содержится в том, что пока воспринимается как негатив.
Проблемы, которые достаточно часто возникают у бездетной пары:
- сильная мотивация иметь детей;
- сексуальные проблемы, недовольство одного из супруга другим в этой сфере и их взаимное неумение наладить нормальные сексуальные отношения [8];
- отсутствие тепла в отношениях супругов, дефицит близости и доверительности, проблемы общения [8.];
- принятие факта, о невозможности иметь детей по медицинским показаниям и как следствие изменение жизненных целей;
- шаги, предпринимаемые по усыновлению ребенка.
Сильное желание иметь детей может влиять на расстройство сексуальной сферы. Секс из удовольствия превращается в работу, т.к. пара старается заниматься половым контактом только тогда, когда это требуется для зачатия ребенка, при этом не испытывая эмоциональных всплесков.
Невротическое желание иметь детей у одного или обоих брачных партнеров может стать причиной стерильности и в результате взаимодействия между супругами в конечном итоге подавить способность к воспроизведению потомства [31].
Постоянные анализы и другие медицинские мероприятия снижают половое влечение и усиливают телесное напряжение. Этот цикл повторяется из месяца в месяц. Вера - надежда - ожидание - разочарование. Этот цикл можно назвать незавершенным гештальтом.
С точки зрения Ф. Перлза [20], наиболее интересным и важным свойством гештальта является его динамика – потребность сильного гештальта к завершению. Лучшим названием незавершенного гештальта является неоконченная ситуация. Одним из простейших примеров незаконченной ситуации является болезнь. Болезнь может завершиться выздоровлением, смертью или перестройкой организма.
Если человек почти ослеп, пишет автор, он приложит огромные усилия для поддержания или улучшения того, что осталось от его зрения. Ситуация постоянно остается незаконченной. Он все более и более поглощается ею.
Однажды он полностью ослепнет, ситуация обычно изменяется драматическим образом. Он свыкается с мыслью о тщетности и надежды.
В глазах близких он выглядит калекой, но он сам становится иным. Он теперь организм без глаз. Изменения соответствующего содержания, как считает Перлз, происходят к лучшему.
Тоже самое можно сказать и о бездетных парах. Женщина постоянно хочет забеременеть. Прилагает огромные усилия на психологическом уровне. Надеется и ждет. Для нее это тоже является незавершенной ситуацией. Но когда она точно понимает, что ей не дано родить ребенка, то ситуация завершается.
О незавершенном гештальте и обиде упоминает Малкина-Пых [35]. Так в одном из исследований, проводимых с помощью генограммы (Рудина, 2003) были выявлены определенные паттерны поведения у женщин, которые не могут выносить ребенка.
Во-первых, это так называемый паттерн "незавершаемого действия (прерывания)". Как показали исследования, такой паттерн повторяется в истории одной семьи при невозможности вынашивания. Это модель "прерывания", когда человек начинает любое дело и не доводит его до конца, что может просматриваться при исследовании генограммы для нескольких поколений семьи. Дело начинают и не завершают, аналогично происходит и с беременностью. Это незавершенный "гештальт", т.е. неоконченный цикл действий, который приводит к возникновению тревоги и неудовлетворенности.
Во-вторых, прослеживается еще один паттерн "непрощенной несправедливости", который встречается у в истории женщины с осложненной беременностью. Наличие обиды может приводить к соматическим последствиям.
Выявить истинные желания и причины психологического бесплодия позволяют методы НЛП и гипноанализа. Кроме того в работе можно использовать метафорические фотокарты в семейном консультировании (автор Логинова О.И.).
ЕСЛИ СУПРУГИ РЕШИЛИ УСЫНОВИТЬ РЕБЕНКА
Один из важных шагов при консультировании по вопросу усыновления – это предоставление информации супругам [5]. Консультант высказывает свое мнение, отвечает на вопросы бездетной пары и информирует их о разных аспектах обсуждаемой проблемы. Предоставление информации в консультировании иногда бывает очень важным, поскольку клиенты нередко задают вопросы, за которыми кроется тревога клиентов о своем будущем.
С. А. Векилова пишет [8], отношения усыновления психологически сложны. Усыновителями становятся супруги, не способные иметь детей, по причине бесплодия. Родительская мотивация такой пары должна быть очень сильной. Но несмотря на сильную мотивацию, некоторые приемные родители сталкиваясь с теми или иными трудностями при общении с усыновленными детьми, отказываются от этих детей, что приводит к большой психологической травме как усыновленных детей, так и усыновителей.
При беседе с бездетной парой прежде всего надо выяснить силу мотивацию для усыновления.
Провести беседу с супругами и рассказать, с какими трудностями можно столкнуться при воспитании приемного ребенка.
Обсудить в каком случае говорить или не говорить ребенку о его усыновлении. Если говорить, то в каком возрасте это целесообразно сделать. Как это преподнести ребенку, чтобы не нанести душевную травму.
Д. Винникотт [16] считает, что приемному ребенку родители должны как можно раньше сказать правду об усыновлении. Главная причина заключается в том, что рано или поздно дети узнают правду сами. Для приемного ребенка самое плохое – это неожиданная новость, услышанная от чужих людей.
С точки зрения Д. Винникотта, каждая семья должна сама выбрать свой способ как сообщить эту новость. Это может быть подготовка ребенка через сказку, или историю, которая похожа на историю ребенка. Либо обращать внимание ребенка на то, что в других семьях тоже есть приемные дети.
Одно из основных правил: сообщение должно быть постепенным.
Как пишет ученый, часто родители испытывают разочарование только потому, что их с самого начала не предупредили о возможных трудностях при воспитании приемного ребенка.
Но что самое удивительное, известны случаи, когда женщина становится способной к деторождению после усыновления ребенка. Как пишет Александер [31] по всей видимости, после того как женщина смогла усыновить ребенка и "попрактиковаться" в своем материнстве, ее тревога ослабевает, что позволяет зачать ребенка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив научную литературу отечественных и зарубежных авторов по вопросу: «Психологические проблемы бездетных пар и физиологические проблемы бесплодия», можно сделать выводы:
1. Обзор литературы показал, что на уровне сознания бездетные супруги хотят иметь детей, но на бессознательном уровне они этого не хотят по тем или причинам.
2. Причины, лежащие в бессознательном, должны быть проработаны супругами вместе с психологом-консультантом.
3. При синдроме «ожидания беременности» возникает психологическое и физическое напряжение, что снижает вероятность зачатия ребенка.
4. Каждый человек обладает внутренними ресурсами, которые могут быть выявлены с помощью психолога-консультанта и использованы для решения проблемы.
Таким образом, задачи психолога-консультанта заключается в следующем:
1. Выявление истинной проблемы клиента и помощь в ее осознании;
2. Помощь супругам в корректировке целей;
3. Прописывание шагов по реализации поставленной цели;
4. При невозможности зачатия ребенка по медицинским показаниям и при решении супругов усыновить ребенка наилучшим образом информировать их о всех сложностях, связанных с этим вопросом;
5. При психологических и физиологических напряжениях супружеской пары, научить техникам релаксации.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Андреева Т.В. Семейная психология: учебное пособие. СПб.: Речь, 2005. – с. 244
2. Грубякова Ю.В. Популярная гинекология: особенности современных заболеваний. – Ростов н /Д: Феникс, 2007. – с. 256
3. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2007. - с. 352
4. Емельянова Е.В. Кризис в созависимых отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования. СПб.: Речь, 2004. – с. 368
5. Кочунас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия. М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2005. - с. 464
6. Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – с. 992
7. Немов Р.С. Психологическое консультирование: учеб. для студ. вузов – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2008. - с. 527
8. Психология семейных отношений: конспект лекций / сост. С.А. Векилова. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005. – с. 127
9. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПБ.: Питер, 2006. – с. 944
10. Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2006. – с. 176
11. Синельников В.В. Возлюби болезнь свою. М. ЗАО Центрполиграф, 2005. - с. 395
12. Свяцкевич И.Ю. Социально-психологические аспекты самовосприятия и самооценки женщин в бесплодном браке. Дис…канд. псих. наук.
13. Словарь психолога-практика / Сост. С.Ю. Головин. – Мн.: Харвест, 2005. – с. 976
14. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2007. – с. 736
15. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. – СПб.: Речь, 2007. - с. 352
16. Винникотт Д. Семья и развитие личности. Мать и дитя. – Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 2004. – с.400
17. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – с. 940
18. Кэмерон-Бэндлер Л. Лучшие техники в семейной терапии. С тех пор они жили счастливо. – Спбю: прайм - ЕВРОЗНАК, 2007. – с. 287
19. Майерс Д. Психология / Д. Майерс; пер. с англ. И.А. Карпиков, В.А. Старовойтова. – 2-е изд. – Мн.: «Попурри», 2006. – с. 848
20. Перлз Ф. Внутри и вне помойного ведра: Радость. Печаль. Хаос. Мудрость. – М.: Психотерапия, 2007. – с. 224
21. Хорни К. Психология женщины. – М.: Академический Проспект, 2007. – с. 240
22. Олиферович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. – СПб.: Речь, 2007. – с. 360
23. Сильва Х., Гольдман Б. Управление интеллектом по методу Сильва. – Мн.: ООО «Попурри», 2003. – с. 256
24. URL: http://www.amursamovar.ru/articles/2007/09/05/575/print
25. URL: http://www.lor.inventech.ru/gyn/gyn-0129.shtml
26. URL: htpp://veslo.org
27. URL: http://www.hochushki.sitecity.ru
28. Перлз Ф. Практика гештальттерапии. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2005 с. 480
29. Люшер М. Цветовой тест Люшера. – М.: АСТ; СПб, 2005. – с.190
30. Булюбаш И.Д. Руководство по гештальт-терапии. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2004. – с. 768
31. Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и применение - М. Институт Общегосударственных Исследований, 2011 - 320 с.
32. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебное пособие для студентов. Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 328 с.
33. URL: «Стать матерью во что бы то ни стало: муки бесплодия», Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ)
34. URL: Материал из Википедии
35. Малкина-Пых И.Г. Гендерная терапия. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – с. 928
36. Логинова О.И. Метафорические фотокарты в семейном консультировании М.: 2015. - с.40 и 120 карт
37. Логинова О.И. Бездетный брак Электронный ресурс http://olga2901l.narod.ru/Izmena_1.html
2016-2023 © Логинова О.И. Психологическая помощь в Москве
® Все права защищены. Частичное воспроизведение материалов сайта
допускается только при указании имени и фамилии автора статьи.
Гиперссылка на сайт www.loginova-olga.ru обязательна.
Я приобрела обе колоды карт и книгу Арт-Терапия. Посылка добралась до Англии в отличном состоянии и достаточно быстро. Все было очень аккуратно упаковано. Испытала полнейший восторг от качества книг, от карт и их разнообразия. А самое главное, что вся информация четко, доступно и грамотно изложена. Я не психолог, но мне все предельно понятно и я не могу дождаться, когда смогу помочь своим родным и близким с помощью этих замечательных карт. Мне кажется, что эти карты должны быть в "аптечке" у каждого в доме, для изцеления/проработки ментальных недугов и т.п. Огромная благодарность Вам, уважаемая Ольга Иосифовна, за ваш труд ! Желаю Вам всех благ
Приобрела сегодня книгу Арт-терапия:Терапевтический рисунок» и Метафорические фотокарты в семейном консультировании. Посчастливилось лично пообщаться с автором, получила много полезной информации по использованию карт и примеры - из первых уст! Качество изданий очень высокое - и бумага, и иллюстрации цветные, содержание прекрасно структурировано и легко для восприятия. При первом взгляде хочется сразу сесть и читать запоем. Содержание практическое, бери - и работай! Показания к работе, материалы, техники индивидуальной и групповой работы, работа с кризисными состояниями и актуальными проблемами, ответы на вопросы (👍), случаи из практики с разбором, психосоматика, связи цвета и эмоциональных состояний. К картам приложены методические рекомендации с показаниями к применению, алгоритмом работы, метафорические истории для использования в работе и рекомендации специалистам.
Книга по арт-терапии пришла быстро, это очень приятно. Ещё приятнее то, что книга качественная. Много полезной и уникальной информации. Спасибо большое автору!
Была на двухдневном тренинге «Арттерапия в исцелении душевных ран», у Логиновой Ольги Иосифовны . Тренинг очень понравился. Было интересно, динамично, познавательно. Попробовали много техник : рисование двумя руками, рисование левой рукой, линия жизни, эмоция и цвет, значимые события в моей жизни... Рисовали гуашью, карандашами, акварелью, акрилом, пастелью. Хочу поблагодарить Ольгу Иосифовну , за море позитива и , за новый опыт! Спасибо и удачи вам !
Участвовала в рамках Псифеста (г. Москва) на мастер-классе у Ольги Иосифовны по ее колодам МАК. Понравилось, так как автор провела его на высоком уровне профессионализма, оптимистичности и системности. Хочу пожелать успехов и вдохновения! Всех благ!
Использую фотокарты в работе с подростками и их родителями. Хочу отметить преимущество нового набора "Волшебный мир ассоциаций". Карты достаточно просты для восприятия подростками, но при этом содержательны, тематика карт подобрана таким образом, что подростки делают выбор ассоциаций не только на основе актуальных переживаний, но и находят ресурсные изображения. Что удивительно, девочка-подросток 14 лет, с диагнозом депрессия, суицидальной попыткой в анамнезе, работая с картами выбрала отдельную категорию амбивалентых ("противоречивых") изображений и сделала вывод о том, что "и в жизни так, каждую ситуацию можно воспринимать по разному". Напомню коллегам, что при подобных нарушениях это одна из мишеней психотерапии: формировать навык альтернативных интерпретаций ситуаций.
Хочется несколько слов сказать о первом наборе для семейного консультирования, с которым я работаю достаточно давно. Эти карты очень хороши в диадной работе Мама-Подросток, Мать-Отец, а также в консультировании семьи с подростком.
Спасибо Ольге Иосифовне за такой качественный методический материал!