Статьи по психологии
Логинова О.И.
ВОЗМОЖНОСТИ РЕБЕНКА В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ
Зрение и визуальное восприятие
Исследования, проводимые учеными [1], показали, что новорожденные способны фокусировать свой взор в очень узком диапазоне – от 17,8 до 25,4 см. Поэтому объекты, находящиеся за пределами этого расстояния, кажутся им расплывчатыми. Это означает, что они практически не видят того, что находится у противоположной стены комнаты. Кроме того, новорожденные не могут сконцентрировать оба глаза на одной точке. Это проходит к концу 2- го месяца.
Первые слезки могут уже появляться на второй неделе после рождения.
Младенцы предпочитают смотреть на сложные узоры. Их особенно привлекают края и контуры объектов, особенно искривленные. Дети первого года жизни восприимчивы к человеческому лицу. Эксперименты Карпентера показали, что уже 2-недельные младенцы отдают предпочтение материнскому лицу.
В течение первых 4-6 месяцев зрительные способности младенцев быстро развиваются. Фокусирующая способность глаза быстро увеличиваются на протяжении первых нескольких месяцев; в 3-4 месяца ребенок догоняет в этом отношении взрослого. Постоянно растет и острота зрения младенца.
Цветоразличение также непрерывно улучшается на протяжении первого года жизни. В 1-2 месяца они предпочитают черно-белую палитру цветной. В 2 месяца ребенок может определять более нежные цвета, такие как голубой, фиолетовый или гороховый. К 3 месяцам младенцы различают большинство цветов, а к 6 их восприятие цвета почти такое же, как у взрослых. Новорожденные прослеживают взором лишь контуры лица, к 2 месяцам они начинают фиксировать взгляд на глазах. В 5 месяцев они смотрят на рот говорящего человека, а к 7 – реагируют на лицо в целом [1].
Слух и слуховое восприятие
В первые несколько недель после появления на свет в области среднего уха новорожденного еще находится избыточное количество тканевых остатков и жидкости, и ребенок слышит звуки приглушенно, как взрослые при сильном насморке. Однако младенцы способны к локализации источника звука. Уже в первые дни жизни они поворачивают голову на звук или голос. Позже они могут определять положения объекта в темноте, ориентируясь на зрительные сигналы [1].
Острота слуха значительно улучшается в течение первых нескольких месяцев жизни ребенка. Хотя для того, чтобы жидкость в среднем ухе исчезла, необходимо несколько недель, дыхание и частота сердечных сокращений новорожденных в ответ на умеренные звуковые тона, такие как телефонный разговор, изменяются. Звуки могут успокаивать, возбуждать младенцев или вызвать стресс.
Тактильные ощущения
Тактильные ощущения развиты даже у недоношенных детей. Ритмичное поглаживание крохотных недоношенных младенцев, находящихся в инкубаторах, помогает регулировать их дыхание и другие физиологические процессы. Часто достаточно просто подержать новорожденного за ручки или ножки, чтобы он успокоился. Пеленание способствует достижению того же результата [1].
Психолог М.И. Лисина [2] отмечает, что кормя ребенка грудью, мать удовлетворяет не только его потребность в пище, но и "сосательную потребность", а также потребность в телесном контакте, который стимулирует развитие температурной, тактильной, вкусовой, обонятельной чувствительности новорожденного.
Память
4-месячные младенцы предпочитают смотреть на новые предметы, а это означает, что они достаточно хорошо помнят уже виденное. Исследования с использованием метода привыкания показали, что уже 2-месячные дети хранят в памяти зрительные впечатления. Джозеф Фаган установил, что 5-месячные дети узнают однократно показанное изображение через 48 часов, а фотографии человеческих лиц – спустя 2 недели. В дальнейшем удалось выявить различные факторы, определяющие степень сохранности ранних воспоминаний. Особое значение имеет фактор наличия или отсутствия движения или перемещения ребенка в пространстве в тот момент, когда он впервые сталкивается с объектами, которые ему необходимо будет вспомнить впоследствии. Кроме того, музыка, транслирующая во время запоминания, может улучшать удержание данного события или объекта в памяти [1].
Сосание пальца
Сосание пальца является отражением естественной потребности ребенка. Однако родители реагируют на это по-разному. В начале века в большинстве европейских стран сосание пальца считалось дурной привычкой, приносящей вред, общему развитию ребенка. Чтобы предотвратить ее образование, изобретали различные средства наподобие наклеек с неприятным запахом или специальных рукавов. Сегодня многим детям дают соску, полагая, что они от нее отучатся быстрее, чем от сосания пальца. Большинство детей, сосущих пальцы или соску, перестают пользоваться ими в качестве успокаивающих средств к концу дошкольного периода. Те же дети, которые продолжают сосать пальцы, скорее всего, стремятся удовлетворить таким образом другие, не получающие удовлетворения потребности. Например, некоторые из них могут продолжать сосать пальцы просто из-за того, что им необходимо то чрезмерное внимание, которое они привлекают к себе, когда родители пытаются отучить их от этой привычки [1].
Развитие речи
Речь начинается с нечленораздельного крика новорожденного. Первые вокализации младенца содержат лишь несколько звуков. Вскоре младенцы вырабатывают систему различных криков и плачей, других видов коммуникативного поведения, которые в течение нескольких месяцев после появления ребенка на свет учатся различать матери и те, кто заботятся о нем [1].
Разновидности плача
П.Вульф описал несколько разновидностей плача младенцев (цитат. по Боулби [2]):
- плач от голода (начинается постепенно и становится ритмичным);
- плач от боли (внезапный и лишенный какой либо ритмичности);
- плач-негодование (пронзительный звук);
- плач, типичный преимущественно для детей с поражением мозга, (особенно трудно переносимый для тех, кто за ними ухаживает).
Другие авторы различают следующие виды плача:
- плач-жалобу,
- плач-требование,
- плач-каприз,
- плач-недовольство, гнев, протест.
Каждый вид плача несет различную смысловую нагрузку.
В исследованиях психологов выделены следующие функциональные характеристики плача младенцев:
- экспрессивная функция: отражение отрицательных эмоций;
- коммуникативная функция.
В возрасте 6 недель начинается гуление [1].
Современные исследования недоношенных младенцев показали, что плод уже в течение третьего триместра беременности способны к различению некоторых речевых звуков. Другие исследования показали, что французские младенцы в возрасте 2 дней способны отличить их родной язык от русского языка, так как, еще находясь в утробе, они слышали речь своих родителей из внешнего мира в течение нескольких месяцев, предшествовавших рождению. В течение первых 3 дней после родов новорожденные с большей точностью различают слова, основанные на незначительных фонологических и акустических вариациях, если эти слова представлены в речи матери.
Ко второму месяцу они начинают произносить ряд согласных, а также издавать щелкающие, булькающие звуки, напоминающие хрюканье, и ряд других звуков. В лепете ребенка появляются интонации и звуковые сочетания, близкие к звучанию родного языка. Форма лепета, является одинаковым для младенцев из всех языковых и культурных групп.
Боулби отмечает, что к четвертому месяцу младенец может издавать уже много разнообразных звуков (цитат. по [2]). С этого времени одни звуки произносятся ребенком чаще, чем другие, а во второй половине первого года жизни малыш отчетливо проявляет склонность к выбору интонаций и модуляций голоса своего "собеседника".
К семи-восьми месяцам ребенок начинает понимать слова и простые фразы речи взрослых [3].
В 1-1,5 года у детей появляется способность подражать звукам, которые издают животные: мычать, рычать, мяукать, шипеть и жужжать. В более позднем возрасте это способность у детей исчезает [3].
Проводимые исследования показали, что младенец реагирует на прослушивание собственного голоса, записанного на магнитофонную пленку. При прослушивании своего голоса младенец может успокоиться, даже если он только что плакал.
Сравнение лепета слышащих и глухих младенцев также свидетельствует о том, насколько важно для языкового развития ребенка слышать родную речь, даже на стадии лепета. На ранних стадиях звучание лепета слышащих и глухих младенцев не имеет ярко выраженных различий, но у слышащих оно впоследствии приближается к звучанию слов родного языка. Глухие младенцы после полугода лепечут значительно меньше, т.к. с этого времени языковая продукция начинает подкрепляться со стороны взрослых [1].
Существует выражение, что язык без костей. Это означает, что он должен двигаться во всевозможных направлениях и принимать любые, даже самые замысловатые позы. Качество и активность лепета во многом связаны с тем, как ребенок вскармливается, а именно, совершаются ли в актах вскармливания полноценные сосательные движения, и в нужном объеме. У детей на искусственном вскармливании губы и язык не набирают достаточной силы, а главное подвижности и способности действовать разными частями отдельно. Это может влиять отрицательно на речевое развитие. Дети, у которых мышцы языка набрали достаточную силу и подвижность, любят играть с ним. Они высовывают его, облизывают губы, жуют беззубыми деснами, поворачивают набок и в разные стороны [3].
Для речевого развития малышу нужны звучащие игрушки. Кроме них детям полезны и те, которые "звенят, стучат, мычат, свистят, шипят..." Он будет слушать их звуки и стараться произнести что-то похожее на эти звуки. Если первые слова появляются у ребенка вовремя и дальше соматическое состояние и условия жизни являются нормальными, идет активное овладение способностью говорить [3].
В возрасте в среднем около 21 месяца, независимо от принадлежности ребенка к той или иной культурной либо языковой группе, у детей резко ускоряются темпы расширения их словарного запаса. В два года словарный запас детей примерно состоит более чем из 50 слов. В 36 месяцев словарь включает около 1000 слов [1].
Для развития речи у ребенка родителям важно разговаривать с ним. Использовать простой язык. Соотносить слова с предметами, указывая на них. Не забывать разговаривать с младенцем с первых дней рождения, несмотря на то, что он вас еще не понимает. Ребенок, слушая речь взрослого начинает постепенно различать интонацию, громкость, тембр голоса.
Использованная литература:
- Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – 9 е изд.: СПб: Питер, 2006. – с. 940
- Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. СПб.: Речь, 2007. - с.288
- Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - с.384
- Фотографии взяты из открытого доступа электронных ресурсов Интернета
- Логинова Ольга. Обзорная статья. Возможности ребенка в первые годы жизни. https://olga2901l.narod.ru/rebenok1.html
2016-2023 © Логинова О.И. Психологическая помощь в Москве
® Все права защищены. Частичное воспроизведение материалов сайта
допускается только при указании имени и фамилии автора статьи.
Гиперссылка на сайт www.loginova-olga.ru обязательна.
Я приобрела обе колоды карт и книгу Арт-Терапия. Посылка добралась до Англии в отличном состоянии и достаточно быстро. Все было очень аккуратно упаковано. Испытала полнейший восторг от качества книг, от карт и их разнообразия. А самое главное, что вся информация четко, доступно и грамотно изложена. Я не психолог, но мне все предельно понятно и я не могу дождаться, когда смогу помочь своим родным и близким с помощью этих замечательных карт. Мне кажется, что эти карты должны быть в "аптечке" у каждого в доме, для изцеления/проработки ментальных недугов и т.п. Огромная благодарность Вам, уважаемая Ольга Иосифовна, за ваш труд ! Желаю Вам всех благ
Приобрела сегодня книгу Арт-терапия:Терапевтический рисунок» и Метафорические фотокарты в семейном консультировании. Посчастливилось лично пообщаться с автором, получила много полезной информации по использованию карт и примеры - из первых уст! Качество изданий очень высокое - и бумага, и иллюстрации цветные, содержание прекрасно структурировано и легко для восприятия. При первом взгляде хочется сразу сесть и читать запоем. Содержание практическое, бери - и работай! Показания к работе, материалы, техники индивидуальной и групповой работы, работа с кризисными состояниями и актуальными проблемами, ответы на вопросы (👍), случаи из практики с разбором, психосоматика, связи цвета и эмоциональных состояний. К картам приложены методические рекомендации с показаниями к применению, алгоритмом работы, метафорические истории для использования в работе и рекомендации специалистам.
Книга по арт-терапии пришла быстро, это очень приятно. Ещё приятнее то, что книга качественная. Много полезной и уникальной информации. Спасибо большое автору!
Была на двухдневном тренинге «Арттерапия в исцелении душевных ран», у Логиновой Ольги Иосифовны . Тренинг очень понравился. Было интересно, динамично, познавательно. Попробовали много техник : рисование двумя руками, рисование левой рукой, линия жизни, эмоция и цвет, значимые события в моей жизни... Рисовали гуашью, карандашами, акварелью, акрилом, пастелью. Хочу поблагодарить Ольгу Иосифовну , за море позитива и , за новый опыт! Спасибо и удачи вам !
Участвовала в рамках Псифеста (г. Москва) на мастер-классе у Ольги Иосифовны по ее колодам МАК. Понравилось, так как автор провела его на высоком уровне профессионализма, оптимистичности и системности. Хочу пожелать успехов и вдохновения! Всех благ!
Использую фотокарты в работе с подростками и их родителями. Хочу отметить преимущество нового набора "Волшебный мир ассоциаций". Карты достаточно просты для восприятия подростками, но при этом содержательны, тематика карт подобрана таким образом, что подростки делают выбор ассоциаций не только на основе актуальных переживаний, но и находят ресурсные изображения. Что удивительно, девочка-подросток 14 лет, с диагнозом депрессия, суицидальной попыткой в анамнезе, работая с картами выбрала отдельную категорию амбивалентых ("противоречивых") изображений и сделала вывод о том, что "и в жизни так, каждую ситуацию можно воспринимать по разному". Напомню коллегам, что при подобных нарушениях это одна из мишеней психотерапии: формировать навык альтернативных интерпретаций ситуаций.
Хочется несколько слов сказать о первом наборе для семейного консультирования, с которым я работаю достаточно давно. Эти карты очень хороши в диадной работе Мама-Подросток, Мать-Отец, а также в консультировании семьи с подростком.
Спасибо Ольге Иосифовне за такой качественный методический материал!