Статьи по психологии
Логинова О.И.
ПТСР - Посттравматическое стрессовое расстройство
Посттравматический стресс возникает как затяжная или отстроченная реакция на ситуации, сопряженные с угрозой жизни или здоровью человека.
ПТСР может развиваться при катастрофах и после них у психически здоровых людей. При ПТСР наблюдаются психосоматические нарушения, т.к. экстремальные ситуации вызывали сильный страх за свою жизнь или близких людей, ужас и ощущение беспомощности, невозможность оказать эффективную помощь.
Симптомы ПТСР
• Постоянное возвращение к переживаниям, связанным с травмирующим событием. Это симптомы навязчивых воспоминаний о пережитом, сны и ночные кошмары на тему психологической травмы.
• Флешбэк — эффект, т.е внезапное, без видимых причин, воскрешение в памяти с патологической достоверностью и полным ощущением реальности травмирующего события или его эпизодов. При исследовании этого симптома не удалось установить, что запускает эффект флешбэка.
Симптомы, которые могут появиться у человека в экстремальной ситуации:
· Бред;
· Галлюцинации;
· Апатия;
· Ступор;
· Двигательное возбуждение;
· Агрессия;
· Страх;
· Истерика;
· Нервная дрожь;
· Плач.
Виды травмирующих событий, приводящих к развитию ПТСР
Прежде всего это различного типа катастрофы.
Катастрофы могут быть нескольких видов:
• Антропогенные.
• Природные.
• Техногенные.
Антропогенный характер (боевые действия в военное время).
Угроза применение оружия, например при взятии заложников в школе, Банке, больнице, в любом замкнутом пространстве, в помещении, где незнакомая обстановка, попадание в плен и пытки. Человек в стрессовой ситуации, да еще в незнакомой обстановке теряется, не понимает как спасаться, куда убежать и что делать, где выход.
Природный характер (ураганы, землетрясения, наводнения, лесные пожары).
Стресс в случае землетрясения может продолжаться длительное время, пока человек находится в опасной зоне. Это может продолжаться несколько месяцев и даже несколько лет. Известен тот факт, что землетрясения повторяются через определенный промежуток времени.
Техногенный характер (ядерные аварии, обрушение мостов, домов, взрыв газа в доме, пожар в доме, аварии на дорогах, крупные авиапроисшестивия, кораблекрушения).
К возникновению ПТСР может привести следующие факторы:
- Насилие физическое и психическое.
- Плохое обращение в детстве.
- Изнасилование, инцест, пытки, унижение в определенном окружении.
- Несчастный случай.
- Тяжелое заболевание, связанное с угрозой жизни.
Возникновение ПТСР зависит от:
• Степени тяжести травмы, неожиданности, неконтролируемости ситуации.
• Способности к осмыслению происшедшего.
• Способов механизмов совладания с ситуацией.
• Возраста человека, получившего травму.
• Отрицательного прошлого опыта.
• Психического расстройства в прошлом.
Однако не у всех людей, которые были в стрессовых ситуациях, развиваются симптомы ПТСР. Важно, чтобы сразу после массовых катастроф была оказана психологическая помощь как индивидуально, так и в групповом формате. Все участники катастрофы смогли выразить свои эмоции и чувства. Порой не один раз.
МКБ-10
F43. Реакция на тяжелый стресс и расстройство адаптации
Реакция на острый стресс
Симптомы возникают в течение 1 часа сразу после стрессовой ситуации.
Реакция на острый стресс бывает:
• легкая;
• умеренная;
• тяжелая.
При тяжелой реакции может происходить следующее:
а) Уход от предстоящих социальных взаимодействий.
б) Сужение внимания.
в) Проявления дезориентации.
г) Гнев или словесная агрессия.
д) Отчаяние или безнадежность.
е) Неадекватная или бесцельная гиперактивность.
ж) Неконтролируемое и чрезмерное переживание горя.
F43.1 Посттравматическое стрессовое расстройство
А. Человек должен быть подвержен воздействию стрессорного события или ситуации, которые могут быть кратковременными или продолжительными и носят угрожающий или катастрофический характер, и способны вызвать общий дистресс.
Б. Стойкие воспоминания или "оживление" стрессора в навязчивых реминисценциях, ярких воспоминаниях или повторяющихся снах, либо повторное переживание горя при воздействии обстоятельств, напоминающих или ассоциирующихся со стрессором.
В. Человек стремится избежать обстоятельства, напоминающие, либо ассоциирующиеся со стрессором (что не наблюдалось до воздействия стрессора).
Г. Возможна:
1. Психогенная амнезия (потеря памяти) частичная или полная на тот момент когда воздействовал определенный стрессор, связанный с угрозой жизни.
2. Симптомы, которые не наблюдались до возникновения острой стрессовой ситуации. Например:
а) затруднение засыпания или сохранения сна;
б) раздражительность или вспышки гнева;
в) затруднения концентрации внимания;
г) повышение уровня бодрствования.
Критерии Б, В и Г возникают в течение шести месяцев стрессогенной ситуации или в конце периода стресса.
Эмоциональный стресс (психологический стресс) – это аффективные переживания, сопровождающие стресс и приводящие к неблагоприятным изменениям в организме человека. Стресс может повлиять на сбои в функционировании сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, изменению свертывающей системы крови, расстройству иммунной системы, гормональным сбоям.
Еще в 1666 г. Сэмюэл Пипс в своем Дневнике спустя 6 месяцев написал о своих мыслях о пожаре, свидетелем которого он был в Лондоне. Писал, что ему страшно при воспоминании об этом пожаре и он с трудом засыпает от этих мыслей.
Эмиль Крепелин использовал термин «невроз пожара». Этот невроз возникает при сильных потрясениях и внезапном испуге при пожарах, железнодорожных катастрофах или других авариях.
В 1889 г Оппенгейм ввел термин «травматический невроз» для диагностики психических расстройств среди участников боевых действий, связанные как с органическими нарушениями головного мозга, вызванные как физическими, так и психологическими факторами.
В период Первой мировой войны психологическими проблемами участников войны в России занимались В. Бехтерев, П. Ганнушкин и другие врачи-психиатры.
После второй Великой Отечественной войны этими проблемами занимались А. Архангельский, В. Гиляровский и др. Эти врачи описывали у участников боевых действий навязчивые мысли об угрожающих жизни ситуаций, о повышенной раздражительности, сильной реакции на громкие звуки определенного характера, о сложностях концентрации внимания. Больные ПТСР как бы застывают в определенном моменте психологической травмы. Для них переживания остаются актуальными и они не осознают, что это уже в прошлом.
Эти воспоминания запускают определенные триггеры: звуки, картинки, визуальные образы, фильмы о войне, фразы других людей, сны с определенными сюжетами, косвенные стимулы, запахи, которые были в момент сильного стресса. Через несколько лет бывает сложно отследить, что запускает сильные переживания, так как это может быть целая цепочка пусковых механизмов, казалось бы не имеющая никакого отношения к катастрофическим событиям.
Люди не могут расслабиться, находятся в напряжении, испытывают повышенный уровень тревоги.
Известно, что Джон Кеннеди страдал от навязчивых воспоминаниях о войне.
Пьер Жанэ в своей работе «Психический автоматизм» (1889) утверждал, что воспоминание о травматическом опыте часто оказывается недостаточно переработанным, поэтому оно отделяется от сознания, т.е. диссоциируется, чтобы затем в определенный момент вновь ожить либо как эмоциональное состояние, либо на уровне телесных ощущений, либо в виде представлений и образов, либо как инсценирование определенного поведения.
Были выделены основные социальные факторы, влияющие на успешность адаптации жертв психической травмы:
- Отсутствие физических последствий травмы;
- Прочное финансовое положение;
- Сохранение прежнего социального статуса. Наличие социальной поддержки со стороны общества и близких людей.
Продолжение следует.
Москва, 2024
Я приобрела обе колоды карт и книгу Арт-Терапия. Посылка добралась до Англии в отличном состоянии и достаточно быстро. Все было очень аккуратно упаковано. Испытала полнейший восторг от качества книг, от карт и их разнообразия. А самое главное, что вся информация четко, доступно и грамотно изложена. Я не психолог, но мне все предельно понятно и я не могу дождаться, когда смогу помочь своим родным и близким с помощью этих замечательных карт. Мне кажется, что эти карты должны быть в "аптечке" у каждого в доме, для изцеления/проработки ментальных недугов и т.п. Огромная благодарность Вам, уважаемая Ольга Иосифовна, за ваш труд ! Желаю Вам всех благ
Приобрела сегодня книгу Арт-терапия:Терапевтический рисунок» и Метафорические фотокарты в семейном консультировании. Посчастливилось лично пообщаться с автором, получила много полезной информации по использованию карт и примеры - из первых уст! Качество изданий очень высокое - и бумага, и иллюстрации цветные, содержание прекрасно структурировано и легко для восприятия. При первом взгляде хочется сразу сесть и читать запоем. Содержание практическое, бери - и работай! Показания к работе, материалы, техники индивидуальной и групповой работы, работа с кризисными состояниями и актуальными проблемами, ответы на вопросы (👍), случаи из практики с разбором, психосоматика, связи цвета и эмоциональных состояний. К картам приложены методические рекомендации с показаниями к применению, алгоритмом работы, метафорические истории для использования в работе и рекомендации специалистам.
Книга по арт-терапии пришла быстро, это очень приятно. Ещё приятнее то, что книга качественная. Много полезной и уникальной информации. Спасибо большое автору!
Была на двухдневном тренинге «Арттерапия в исцелении душевных ран», у Логиновой Ольги Иосифовны . Тренинг очень понравился. Было интересно, динамично, познавательно. Попробовали много техник : рисование двумя руками, рисование левой рукой, линия жизни, эмоция и цвет, значимые события в моей жизни... Рисовали гуашью, карандашами, акварелью, акрилом, пастелью. Хочу поблагодарить Ольгу Иосифовну , за море позитива и , за новый опыт! Спасибо и удачи вам !
Участвовала в рамках Псифеста (г. Москва) на мастер-классе у Ольги Иосифовны по ее колодам МАК. Понравилось, так как автор провела его на высоком уровне профессионализма, оптимистичности и системности. Хочу пожелать успехов и вдохновения! Всех благ!
Использую фотокарты в работе с подростками и их родителями. Хочу отметить преимущество нового набора "Волшебный мир ассоциаций". Карты достаточно просты для восприятия подростками, но при этом содержательны, тематика карт подобрана таким образом, что подростки делают выбор ассоциаций не только на основе актуальных переживаний, но и находят ресурсные изображения. Что удивительно, девочка-подросток 14 лет, с диагнозом депрессия, суицидальной попыткой в анамнезе, работая с картами выбрала отдельную категорию амбивалентых ("противоречивых") изображений и сделала вывод о том, что "и в жизни так, каждую ситуацию можно воспринимать по разному". Напомню коллегам, что при подобных нарушениях это одна из мишеней психотерапии: формировать навык альтернативных интерпретаций ситуаций.
Хочется несколько слов сказать о первом наборе для семейного консультирования, с которым я работаю достаточно давно. Эти карты очень хороши в диадной работе Мама-Подросток, Мать-Отец, а также в консультировании семьи с подростком.
Спасибо Ольге Иосифовне за такой качественный методический материал!