Статья по психологии
Логинова О.И.
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ В ОСТРОЙ КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ
Рекомендации по оказанию первой психологической помощи в экстренной ситуации
Мы предлагаем Вам рекомендации, предложенные службами экстренной психологической помощи и другими психологами, которые могут быть использованы в работе психологов при оказании первой психологической помощи.
Экстренная психологическая помощь
Экстренная психологическая помощь оказывается людям в остром стрессовом состоянии, сразу после травматического события. Психологическая помощь направлена на поддержание человека в трудный период и вывода его из шокового состояния. К травматическим событиям относятся террористические акты, захват заложников, взрывы, землетрясение, крупные аварии, вследствие которых погибли люди, получены увечья, страшные картины разрушений. Свидетелями и участниками этих событий, к сожалению, бывают и дети.
Пострадавшие люди и свидетели страшных событий получают очень тяжелые психологические травмы. Реакции людей на эти страшные события бывают совершенно разные. От абсолютного бездействия до повышенной двигательной возбудимости. Как реакция на события возможны истерика, агрессия, или апатия. После полученной психологической травмы, люди очень часто плачут, наблюдается сильная дрожь в теле.
Последствия от полученной психологической травмы возможны как в первые минуты после травмирующего события, так и спустя несколько дней, когда проходит первый шок. В отдельных случаях психологические проблемы у пострадавших возникают через несколько месяцев. Люди могут испытывать чувство вины, страха, беспомощности. Они теряют смысл жизни. Возникают психосоматические проявления: бессонница, ночные кошмары, головная боль, мышечные напряжения и другие проявления. Очень важно, чтобы люди, перенесшие страшные события, потерявшие своих близких родственников или друзей, как можно быстрее обратились за психологической помощью, даже если они считают, что у них все в порядке, что они сами смогут справиться с травмирующим событием. Но, к сожалению, психологическую травму можно сравнить с миной замедленного действия, которая может сработать при определенных жизненных ситуациях.
Помощь ребенку в случае экстремальной ситуации
Если ребенок пережил горе, важно его своевременно поддержать, чтобы предотвратить в дальнейшем развитие невротических реакций.
- Если после трагического события у ребенка возникли трудности в учебе, он боится оставаться один, появились головные боли, аллергия, энурез, проблемы с пищеварением, надо обратиться к специалисту (психологу, психотерапевту).
- По возможности не отправляйте ребенка на время пожить в другое место. Будьте рядом с ним. Он нуждается в близких ему людях.
- Поощряйте игры ребенка с песком, водой, глиной (помогите ему вынести свои переживания в виде образов). Ссылки на песочную терапию здесь.
- Играйте с маленьким ребенком, чтобы помочь ему отыграть свои страхи и беспокойства. При этом ребенок может повторять снова и снова игру или рассказ. Это очень важно для ребенка.
- При беседе с ребенком необходимо сесть так, чтобы его и Ваши глаза были на одном уровне.
- Чаще прикасайтесь к ребенку, если с его стороны это не вызывает сопротивление. Погладьте его, возьмите за руки. Маленького ребенка возьмите на руки. Этот контакт очень важен для малыша.
- Посмотрите вместе с ребенком "позитивные фотографии", например о природе, добрых животных, сказочных героях. По ситуации. Все зависит, что пережил ребенок. Просмотры фотографий позволят обратиться к приятным образам из прошлого, ослабит неприятные воспоминания сейчас.
- Сводите разговоры о событии с описания деталей на чувства. Это больше относится к более старшим детям. Если они готовы говорить. Иногда дети после пережитого могут замкнуться в себе.
- Дети особо чувствительны после травматического события. Они могут остро реагировать на звуки, запахи, места, которые напоминают им о событии. Эти факторы могут вызывать сильные эмоциональные реакции даже спустя несколько дней и месяцев, в отдельных случаях даже по истечению нескольких лет.
- Выключайте телевизор, когда показывают информацию со страшными картинами терактов и других травмирующих картин.
- Повторяйте, что чувствовать беспомощность, страх, гнев совершенно нормально. Объясните ребенку, что плакать не стыдно людям любого возраста.
- Если есть возможность, то необходимо использовать рисование гуашью или акриловыми красками пальчиками. Про арт-терапию можно посмотреть здесь.
- Если нет красок, то можно использовать карандаши или шариковую ручку. При этом идет выражение эмоций. Отреагирование с помощью красок или рисования ручкой может происходить от нескольких минут до нескольких часов. Пока идут импульсы. Видео "Рисуем пальцами".
- Рисовать можно и двумя руками одновременно. Для это можно использовать большие листы бумаги формата А4, А2 и рулоны обоев. Наблюдайте за изменениями в поведении ребенка.
Признаки острого стресса у ребенка
Реакции, свойственные ребенку младшего возраста:
|
Действия психолога в экстренной ситуации при работе со взрослыми
В случае экстренной ситуации возможны различные реакции со стороны пострадавших.
Апатия.
В состоянии апатии человек может находиться от нескольких часов до нескольких недель.
Основные признаки апатии являются:
- Безразличное отношение к окружающему;
- Вялость; заторможенность;
- Медленная, с длинными паузами речь.
- Отсутствие аппетита.
Ступор.
Ступор может длиться от нескольких минут до нескольких часов.
Основные признаки ступора являются:
- Резкое снижение или отсутствие произвольных движений и речи;
- Отсутствие реакций на внешние раздражители (шум, свет, прикосновения щепки);
- «Застывание» в определенной позе, оцепенение, состояние полной неподвижности.
- Возможно напряжение отдельных групп мышц.
Действия психолога:
- Согните пострадавшему пальцы на обеих руках и прижмите их к основанию ладони. Большие пальцы должны быть выставлены наружу.
- Кончиками большого и указательного пальцев массируйте пострадавшему точки, расположенные на лбу, над глазами ровно посредине между линией роста волос и бровями (позитивные точки).
- Ладонь свободной руки положите на грудь пострадавшего. Временно подстройте свое дыхание под ритм его дыхания. Это называется подстройка.
- Человек находясь в ступоре, может слышать и видеть. Поэтому говорите ему на ухо тихо, медленно и четко то, что может вызвать сильные эмоции (лучше негативные). Необходимо любыми способами добиться реакции пострадавшего, вывести его из оцепенения.
Двигательное возбуждение.
Взрывы, стихийные бедствия могут дезорганизовать человека, он не понимает, что происходит вокруг. Человек теряет способность логически мыслить и принимать решения, становится похожим на животное, мечущееся в клетке. У человека начинается паника.
Основные признаки двигательного возбуждения являются:
- Резкие движения, бессмысленные и бесцельные действия;
- Неадекватно громкая речь или повышенная речевая активность (человек говорит без остановки, иногда бессмысленные вещи);
- Отсутствие реакции на окружающих (на замечания, просьбы, приказы).
Действия психолога:
- Говорите с пострадавшим спокойным голосом о чувствах, которые он испытывает.
- Не спорьте с пострадавшим, не задавайте вопросов. Старайтесь не использовать такие слова как «Не беги», «Не размахивай руками», «Не кричи».
- Лучше сказать "Остановись. Тормози", "Говори тише".
Двигательное возбуждение обычно длится недолго и может смениться дрожью, плачем, а также агрессивным поведением.
Агрессия.
Основными признаками агрессии являются:
- Раздражение, недовольство; гнев;
- Нанесение окружающим ударов руками или каким-либо предметом.
- Словесное оскорбление;
- Мышечное напряжение;
- Повышение кровяного давления.
Действия психолога:
- По возможности изолировать человека от окружающих.
- Дать возможность человеку выговориться.
- Нагрузить человека работой, связанной с высокой физической нагрузкой.
- Агрессия может быть погашена страхом наказания.
Страх.
Панический страх, ужас, может побудить к бегству, вызвать оцепенении или наоборот, возбуждение, агрессивное поведение. Человек плохо контролирует себя, не осознает, что он делает и что происходит вокруг.
К основным признакам страха относятся:
- Напряжение мышц (особенно лицевых);
- Сильное сердцебиение;
- Учащенное поверхностное дыхание;
- Сниженный контроль над собственным поведением.
Действия психолога:
- Положите руку пострадавшего себе на запястье, чтобы он ощутил ваш спокойный пульс. Это будет для него сигналом: «Я сейчас рядом, ты не один!»;
- Дышите глубоко и ровно. Побуждайте пострадавшего дышать в одном с Вами ритме;
- Если пострадавший говорит, слушайте его, высказывайте заинтересованность, понимание, сочувствие;
- Сделайте пострадавшему легкий массаж наиболее напряженных мышц тела. В дальнейшем можно использовать холистический массаж.
Нервная дрожь.
После экстремальной ситуации может появится неконтролируемая нервная дрожь (человек не может по собственному желанию прекратить эту реакцию). Так в организме происходит сбрасывание напряжения.
Если эту реакцию остановить, то напряжение останется в теле, и вызовет мышечные боли, а в дальнейшем может привести к развитию таких серьезных заболеваний, как гипертония, язва и т.д.
Основные признаки данного состояния:
- Дрожь начинается внезапно – сразу после инцидента или спустя некоторое время;
- Возникает сильное дрожание всего тела или отдельных его частей (человек не может удержать в руках мелкие предметы, зажечь сигарету);
- Реакция может продолжаться до нескольких часов;
- Потом человек чувствует сильную усталость и нуждается в отдыхе.
Действия психолога:
- Нужно усилить дрожь.
- Возьмите пострадавшего за плечи и сильно, резко потрясите в течение 10-15 секунд.
- Продолжайте разговаривать с ним, иначе он может воспринять ваши действие как нападение.
- После завершения реакции необходимо дать пострадавшему возможность отдохнуть. Желательно уложить спать.
Упражнения на снятие напряжения.
Нельзя:
- Обнимать пострадавшего или прижимать его к себе;
- Укрывать чем-то теплым;
- Успокаивать пострадавшего, говорить, чтобы он взял себя в руки.
- Дайте по возможности теплый чай с сахаром.
Плач.
Плач обладает успокаивающим действием. Снимает мышечные зажимы.
Если человек сдерживает слезы, то не происходит эмоциональной разрядки, облегчения. В случае отсутствия слез, напряжение может нанести вред физическому и психическому здоровью человека.
Основные признаки данного состояния:
- Человек уже плачет или готов разрыдаться;
- Подрагивают губы;
- Наблюдается ощущение подавленности;
- В отличии от истерики нет признаков возбуждения.
Действия психолога:
- Не оставляйте пострадавшего одного.
- Установите физический контакт (можно взять за руку, положить руку на плечо или спину).
- Применяйте приемы «активного слушания».
- Не старайтесь успокоить человека. Дайте возможность выплакаться и выговориться, «выплеснуть» из себя горе, страх, обиду.
Истерика.
Истерика может длиться несколько минут или несколько часов.
Основные признаки:
- Сохраняется сознание;
- Чрезмерное возбуждение, множество движений, театральные позы;
- Речь эмоционально насыщенная, быстрая;
- Крики, рыдания.
Действия психолога:
- Неожиданно совершите действие, которое может сильно удивить (можно дать пощечину, облить водой, с грохотом уронить предмет, резко крикнуть на пострадавшего).
- Говорите с пострадавшим короткими фразами, уверенным тоном («Выпей воды», «Умойся»).
Если своевременно не оказать помощь, состояние пострадавшего ухудшится. Это может привести к сердечным заболеваниям, несчастным случаям, депрессии и другим расстройствам.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Логинова Ольга. Психология и психотерапия в экстренной ситуации.
2. Материалы ЦЕНТРА ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
3. Малкина-Пых И.Г. Психология поведения жертвы.
Логинова Ольга, психолог
март 2024 г
Я приобрела обе колоды карт и книгу Арт-Терапия. Посылка добралась до Англии в отличном состоянии и достаточно быстро. Все было очень аккуратно упаковано. Испытала полнейший восторг от качества книг, от карт и их разнообразия. А самое главное, что вся информация четко, доступно и грамотно изложена. Я не психолог, но мне все предельно понятно и я не могу дождаться, когда смогу помочь своим родным и близким с помощью этих замечательных карт. Мне кажется, что эти карты должны быть в "аптечке" у каждого в доме, для изцеления/проработки ментальных недугов и т.п. Огромная благодарность Вам, уважаемая Ольга Иосифовна, за ваш труд ! Желаю Вам всех благ
Приобрела сегодня книгу Арт-терапия:Терапевтический рисунок» и Метафорические фотокарты в семейном консультировании. Посчастливилось лично пообщаться с автором, получила много полезной информации по использованию карт и примеры - из первых уст! Качество изданий очень высокое - и бумага, и иллюстрации цветные, содержание прекрасно структурировано и легко для восприятия. При первом взгляде хочется сразу сесть и читать запоем. Содержание практическое, бери - и работай! Показания к работе, материалы, техники индивидуальной и групповой работы, работа с кризисными состояниями и актуальными проблемами, ответы на вопросы (👍), случаи из практики с разбором, психосоматика, связи цвета и эмоциональных состояний. К картам приложены методические рекомендации с показаниями к применению, алгоритмом работы, метафорические истории для использования в работе и рекомендации специалистам.
Книга по арт-терапии пришла быстро, это очень приятно. Ещё приятнее то, что книга качественная. Много полезной и уникальной информации. Спасибо большое автору!
Была на двухдневном тренинге «Арттерапия в исцелении душевных ран», у Логиновой Ольги Иосифовны . Тренинг очень понравился. Было интересно, динамично, познавательно. Попробовали много техник : рисование двумя руками, рисование левой рукой, линия жизни, эмоция и цвет, значимые события в моей жизни... Рисовали гуашью, карандашами, акварелью, акрилом, пастелью. Хочу поблагодарить Ольгу Иосифовну , за море позитива и , за новый опыт! Спасибо и удачи вам !
Участвовала в рамках Псифеста (г. Москва) на мастер-классе у Ольги Иосифовны по ее колодам МАК. Понравилось, так как автор провела его на высоком уровне профессионализма, оптимистичности и системности. Хочу пожелать успехов и вдохновения! Всех благ!
Использую фотокарты в работе с подростками и их родителями. Хочу отметить преимущество нового набора "Волшебный мир ассоциаций". Карты достаточно просты для восприятия подростками, но при этом содержательны, тематика карт подобрана таким образом, что подростки делают выбор ассоциаций не только на основе актуальных переживаний, но и находят ресурсные изображения. Что удивительно, девочка-подросток 14 лет, с диагнозом депрессия, суицидальной попыткой в анамнезе, работая с картами выбрала отдельную категорию амбивалентых ("противоречивых") изображений и сделала вывод о том, что "и в жизни так, каждую ситуацию можно воспринимать по разному". Напомню коллегам, что при подобных нарушениях это одна из мишеней психотерапии: формировать навык альтернативных интерпретаций ситуаций.
Хочется несколько слов сказать о первом наборе для семейного консультирования, с которым я работаю достаточно давно. Эти карты очень хороши в диадной работе Мама-Подросток, Мать-Отец, а также в консультировании семьи с подростком.
Спасибо Ольге Иосифовне за такой качественный методический материал!