Статьи по психологии
Логинова О.И.
ОДИНОЧЕСТВО - ДВЕ СТОРОНЫ ОДНОЙ МЕДАЛИ
"Ты не одинок в своем одиночестве".
Эшли Брильянт
Одиночество. Что за этим стоит? Стоит ли этого бояться? Почему человек, находясь в окружении других людей, даже в своей семье, испытывает чувство одиночества? Эти вопросы, которые хотя бы раз могут возникнуть у любого из нас.
Чувство одиночества, ненужности может возникнуть уже с самого раннего возраста. Как ни странно это звучит, но его начинают формировать родители ребенка. Я не раз слышала такие фразы: «Будешь плохо вести, отдам другой маме». Другой вариант: «Отдам плохому дяде», «Оставлю тебя на улице», "Оставайся один". Родители не задумываются над этими фразами, шутливыми угрозами. Но эти фразы, произнесенные самыми близкими людьми, уже зарождают у ребенка тревогу, неуверенность, страх. За плохое поведение, маленьких детей часто ставят в угол, да еще закрывают дверь, оставляют в ванной комнате в темноте, в шкафу. Ребенок начинает плакать, но на это не обращают внимания. А кто-нибудь из родителей задумывался, какие чувства испытывает ребенок в этот момент? Чувства у ребенка намного сильней, чем у взрослого человека, т.к. у малыша нет того жизненного опыта, которым обладает взрослый родитель. Он не видит выхода из данной ситуации. Поэтому у него возникает страх, что его бросили, что его не любят, что он никому не нужен. Возникает ощущение того, что он один на всем белом свете.
Следующий этап одиночества начинает формироваться в период адаптации ребенка к детскому саду. Это опять страх расставания с родителями. Страх вхождения в новый коллектив – детей и воспитателей. И, несмотря на присутствие детей, воспитателей, большого количества игрушек, ребенок чувствует себя очень одиноким, беззащитным. Он начинает болеть, к нему возвращаются привычки, которые были в более раннем возрасте: сосать палец, грызть ногти, энурез и т.д.
Далее идет школьный период. Это довольно-таки продолжительный и сложный период в развитии ребенка. Новый класс и классная руководительница. На первых порах возникает все тот же страх и чувство одиночества. Кто-то из детей в классе адаптируется достаточно быстро, а кому-то нужно время. В процессе взаимоотношений учеников, могут происходить конфликты. В подростковом возрасте дети бывают очень жестоки. Они не задумываются над своими словами, какой эффект они вызывают у другого человека. Порой дети чувствуют себя изгоями в классе.
Они не хотят ходить в школу, но под давлением родителей, им приходится посещать школу, видеть каждый день тех людей, которых они не хотят видеть. Не все родители пытаются понять своих детей. Выяснить у ребенка, в чем причина нежелания ходить в школу. Родителям кажется, что ребенок ленится учиться и наказывают его за эту лень. В таком случае подросток оказывается между двух огней: своих родителей и школьной среды.
Бывает, что подросток не выдерживает этого шквала огня и пытается покончить жизнь самоубийством.
Заканчивается школьный период. Начинается новая жизнь. Институт, работа, семейная жизнь. Казалось бы есть семья, которая любит. Но человек по-прежнему одинок. Он не видит понимания от близких ему людей, ему кажется, что его не слышат, он чувствует себя песчинкой в зыбучих песках.
Есть и другие причины одиночества. На фоне полного благополучия, происходят трагические события: смерть близких людей, измена одного из партнеров, развод, тяжелая болезнь, выход на пенсию, когда человек ощущает себя всеми забытыми и свою ненужность в этом мире. В некоторых случаях человек сам изолируется от всех людей, тем самым усиливая чувство одиночества.
Но у одиночества есть и положительная сторона. В этот период человек может себе позволить духовно развиваться. Это является толчком к личностному росту. Человек задумывается над смыслом жизни, задает себе вопросы: “Кто «Я», что я могу?” Происходит переосмысление жизненных ценностей, убеждений. Если человек проходит этот жизненный рубеж, то перед ним открываются новые просторы. Открывается второе дыхание. Человек может заняться любимым делом, обрести новых знакомых близких по духу, пересмотреть свои отношения с близкими людьми. Начать новую жизнь полную света и тепла.
2016-2023 © Логинова О.И. Психологическая помощь в Москве
® Все права защищены. Частичное воспроизведение материалов сайта
допускается только при указании имени и фамилии автора статьи.
Гиперссылка на сайт www.loginova-olga.ru обязательна.
Я приобрела обе колоды карт и книгу Арт-Терапия. Посылка добралась до Англии в отличном состоянии и достаточно быстро. Все было очень аккуратно упаковано. Испытала полнейший восторг от качества книг, от карт и их разнообразия. А самое главное, что вся информация четко, доступно и грамотно изложена. Я не психолог, но мне все предельно понятно и я не могу дождаться, когда смогу помочь своим родным и близким с помощью этих замечательных карт. Мне кажется, что эти карты должны быть в "аптечке" у каждого в доме, для изцеления/проработки ментальных недугов и т.п. Огромная благодарность Вам, уважаемая Ольга Иосифовна, за ваш труд ! Желаю Вам всех благ
Приобрела сегодня книгу Арт-терапия:Терапевтический рисунок» и Метафорические фотокарты в семейном консультировании. Посчастливилось лично пообщаться с автором, получила много полезной информации по использованию карт и примеры - из первых уст! Качество изданий очень высокое - и бумага, и иллюстрации цветные, содержание прекрасно структурировано и легко для восприятия. При первом взгляде хочется сразу сесть и читать запоем. Содержание практическое, бери - и работай! Показания к работе, материалы, техники индивидуальной и групповой работы, работа с кризисными состояниями и актуальными проблемами, ответы на вопросы (👍), случаи из практики с разбором, психосоматика, связи цвета и эмоциональных состояний. К картам приложены методические рекомендации с показаниями к применению, алгоритмом работы, метафорические истории для использования в работе и рекомендации специалистам.
Книга по арт-терапии пришла быстро, это очень приятно. Ещё приятнее то, что книга качественная. Много полезной и уникальной информации. Спасибо большое автору!
Была на двухдневном тренинге «Арттерапия в исцелении душевных ран», у Логиновой Ольги Иосифовны . Тренинг очень понравился. Было интересно, динамично, познавательно. Попробовали много техник : рисование двумя руками, рисование левой рукой, линия жизни, эмоция и цвет, значимые события в моей жизни... Рисовали гуашью, карандашами, акварелью, акрилом, пастелью. Хочу поблагодарить Ольгу Иосифовну , за море позитива и , за новый опыт! Спасибо и удачи вам !
Участвовала в рамках Псифеста (г. Москва) на мастер-классе у Ольги Иосифовны по ее колодам МАК. Понравилось, так как автор провела его на высоком уровне профессионализма, оптимистичности и системности. Хочу пожелать успехов и вдохновения! Всех благ!
Использую фотокарты в работе с подростками и их родителями. Хочу отметить преимущество нового набора "Волшебный мир ассоциаций". Карты достаточно просты для восприятия подростками, но при этом содержательны, тематика карт подобрана таким образом, что подростки делают выбор ассоциаций не только на основе актуальных переживаний, но и находят ресурсные изображения. Что удивительно, девочка-подросток 14 лет, с диагнозом депрессия, суицидальной попыткой в анамнезе, работая с картами выбрала отдельную категорию амбивалентых ("противоречивых") изображений и сделала вывод о том, что "и в жизни так, каждую ситуацию можно воспринимать по разному". Напомню коллегам, что при подобных нарушениях это одна из мишеней психотерапии: формировать навык альтернативных интерпретаций ситуаций.
Хочется несколько слов сказать о первом наборе для семейного консультирования, с которым я работаю достаточно давно. Эти карты очень хороши в диадной работе Мама-Подросток, Мать-Отец, а также в консультировании семьи с подростком.
Спасибо Ольге Иосифовне за такой качественный методический материал!